Территориальный брендинг — сравнительно новое направление, которое начало активно развиваться в 2000-х. Города, как и компании, конкурируют за аудиторию и инвестиции, поэтому им тоже нужна продуманная эффектная айдентика.

Чтобы создать айдентику города, нужно учесть множество факторов — история, люди, ожидания. В статье дизайнеры, имеющие опыт в этой области, рассказывают о своих подходах и стратегиях.
Как создать бренд, объединяющий целый город? Сделать населенный пункт экономически и культурно привлекательным с помощью визуальной айдентики — дело не из легких. Она должна отвечать ряду, казалось бы, противоречащих друг другу требований: быть четкой, но деликатной, универсальной, но уникальной, вызывать у жителей ощущение принадлежности, но при этом иметь глобальную привлекательность, а главное — выдержать испытание временем.
Здесь особенно важен эмоциональный аспект. В ходе недавней кампании по ребрендингу Нью-Йорка, дизайнер Грэм Клиффорд взял культовый символ I ❤ NY, разработанный Милтоном Глейзером в 70-х годах, и внес в него небольшие изменения — другое местоимение, шрифт без засечек и трехмерное сердце, — которые вызвали бурную реакцию во всем мире. Многие назвали результат провальным, другие же поддержали инклюзивный посыл и обновленный дизайн.
Существует ли рецепт создания успешного бренда города? Специалист по маркетингу Марьям Баникарим считает, что все дело в цели. «Важно четко понимать какую задачу вы решаете и для кого». Цель ребрендинга Нью-Йорка заключалась в том, чтобы вселить в жителей чувство гордости и побудить их к совершению общественно полезных действий, например, волонтерской деятельности.
«Речь о “мы”, а не о “я”», — поясняет она. «Никто не пытается заменить оригинальный знак, новый логотип будет использоваться параллельно с ним и объединять жителей Нью-Йорка. Нравится он вам или нет, сделайте что-нибудь для своего города».
Крайстчерч (Новая Зеландия)


В своей книге «Брендинг города: Теория и примеры» Кит Динни утверждает, что сильный бренд должен определять четкий набор атрибутов, которые «эффективно выражают уникальный характер города». Именно такой подход лежал в основе ребрендинга города Крайстчерч (Новая Зеландия).
По словам Джереми Файнблатта, вице-президента по стратегии компании Resonance Consultancy, после землетрясения 2011 года, повредившего большую часть инфраструктуры города, ему необходимо было «найти свою новую идентичность». Вместе с агентством экономического развития ChristchurchNZ они разработали новую концепцию, направленную на привлечение туристов и инвесторов в Крайстчерч.
Джереми и его команда остались в городе на какое-то время, чтобы постичь его «душу» и провести ряд опросов, в ходе которых тысячи представителей бизнеса, жителей и гостей города рассказали о своем восприятии Крайстчерча. Исследователи пришли к выводу, что перед ними город-сад, который отлично подходит как для работы, так и для отдыха. В результате они сформулировали следующее ценностное предложение: «Крайстчерч — игровая площадка для людей». Джереми называет этот процесс «от логики к магии».
По словам Мэтта Китто из студии McCarthy, занимавшейся визуальным оформлением Крайстчерча, новая айдентика отвечает самому важному требованию — отражает особенности сообщества, которое проживает в городе. Студия консультировалась с коренными жителями, чтобы удостовериться, что культурно-историческое наследие города найдет воплощение в новом брендинге.

Двойные линии нового логотипа — это отсылка к традиционному искусству маори — резьбе по дереву, а также символическое изображение берегов реки Эйвон, которая протекает через исторический центр города.
Безусловно, местным дизайнерам проще создать идентичность, в полной мере отражающую культуру города. Однако у взгляда со стороны есть свои преимущества. По словам Джереми из студии Resonance, которая базируется в Канаде, но занимается брендингом туристических направлений по всему миру, это позволяет добиться беспристрастности. «Если вы разрабатываете айдентику своего города, на ваше восприятие влияют личные предубеждения и эмоции».
Нусантара (Индонезия)
Да, опираться в ходе ребрендинга на историю населенного пункта — эффективное решение, но что делать, если город только строится? Индонезийская ассоциация графических дизайнеров (ADGI) помогает правительству создать айдентику для Нусантары, нового города, в который планируется перенести столицу из Джакарты. Открытие намечено на следующий год, градостроители и архитекторы уже разработали ландшафт, но город все еще строится.

Диас Хенсук, член совета консультантов ADGI, говорит, что самое трудное — начинать с чистого листа. «Еще нет культуры, нет людей», — говорит он. «Нам нужно создать свой собственный образ с помощью дизайна». Компания разработала концепцию, согласно которой Нусантара позиционируется как «дом для всех», что отвечает декларируемым правительством целям — добиться экономического равенства, инклюзивности и децентрализации страны, путем смещения акцента с доминирующего острова Ява.
Ассоциация предложила местным дизайнерам принять участие в создании логотипа и представить свои собственные варианты. Всего было прислано 500 работ, из которых тщательно отобрали 5 финалистов, а победитель — Аулия Акбар — был определен народным голосованием. Его логотип называется “Pohon Hayat Nusantara” («Древо жизни Нусантары») и был вдохновлен разнообразием индонезийской флоры.
По словам директора по коммуникациям ADGI Примо Рицки, цель конкурса заключалась в том, чтобы «создать чувство сопричастности, позволив людям сделать свой вклад в развитие Нусантары. Это похоже на выборы — демократизация дизайна через голосование». По словам Джереми из компании Resonance Consultancy, совместная работа с местными жителями крайне важна: «Ваш бренд должен соответствовать ценностям сообщества и отражать его реальность».


Осло (Норвегия)



Еще один ключевой элемент брендинга города — узнаваемость. «Он должен казаться знакомым, но не слишком очевидным», — говорит Марк Лигети, ведущий дизайнер агентства Knowit Experience (ранее Creuna), проводившего ребрендинг Осло.
Городская печать (герб Осло), на которой изображен Святой Халльвард, покровитель города, оставалась неизменной с момента ее появления в 1924 году. Марк и его команда решили обновить символ, сделав его современным и минималистичным, но при этом узнаваемым — и более удобным для использования в городской среде.
«Меньше деталей, больше ясности» — такова была их стратегия. При выборе цветов и шрифтов они вдохновлялись городом. Синие и зеленые оттенки бренда символизируют разные его элементы: от трамваев и фьордов до парков Осло, а кастомный шрифт Oslo Sans вдохновлен уличными табличками.

Мадрид (Испания)
/cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64d359e0876e81efc99b9d41_PORSTUDIO_Madrid_Image-09%20(1).gif)
Мадридская студия Point of Reference использовала аналогичный подход для ребрендинга своего родного города. По словам креативного директора Джеффри Ладлоу, они выбрали свежую, но знакомую цветовую палитру, которая вызывает ассоциации с терракотовыми крышами и кирпичной кладкой испанской столицы.
«Когда создаешь символ города, который должен завоевать любовь, нужно начинать с того, что люди уже любят и знают», — добавляет он. Новая айдентика Мадрида была разработана в рамках конкурса, объявленного городским советом, однако все заявки в итоге были отклонены. Дизайн-студия решила привлечь внимание к своему проекту, опубликовав его в Интернете.


Нью-Йорк (США)
Поскольку кампания WE ❤ NYC была нацелена на жителей, а не на туристов, обязательным условием был выбор местной команды, говорит Марьям Баникарим. «Здесь важны отношение и знание города, а это недоступно извне. Нужны люди, которые понимают все нюансы этого места».
Именно локальные инсайты легли в основу кастомных эмодзи, символизирующих пять районов Нью-Йорка, плакатов, созданных местными художниками, и серии остроумных высказываний, отражающих мировоззрение жителей Нью-Йорка, например: «К 8 утра мы успеваем сделать больше, чем Бостон за день».


Марьям обратилась к местному творческому сообществу, чтобы охватить широкий спектр мнений, однако участие нескольких заинтересованных сторон с конкурирующими взглядами может вызвать напряженность. «Проблема заключается в том, что делать со всеми этими отзывами,» — говорит Марк Лигети. «Трудно найти баланс между чужими ожиданиями и собственной интуицией».
«На плечи дизайнеров ложится огромная нагрузка — им нужно разработать бренд, который станет олицетворением города на 10 или 20 лет вперед... это большой стресс для команды», — замечает Мэтт из McCarthy Studio.
По словам Примо из ADGI, в случае с совершенно новым городом давление такое же, если не более сильное. «Нусантара как новая столица должна представлять всю культуру и народ Индонезии», — говорит он. «Визуальная идентичность должна быть всеобъемлющей».

Дизайнеры понимают, что угодить всем невозможно, а реакция — как положительная, так и отрицательная — может принести результат. Несмотря на какофонию полярных мнений, Марьям считает, что кампания WE ❤ NYC была успешной, поскольку достигла своих целей: после того как за первые 48 часов новый брендинг увидели 3,2 млрд. человек, более 4 500 жителей города выразили желание сделать что-то общественно полезное.
«Дело не только в том, чтобы создать культовый знак. Нужно рассказать историю места, а это прежде всего люди, которые там живут, путешествуют и называют его домом», — добавляет Мэтт.
Бренд города — это не просто логотип или слоган, это обещание ценности для жителей, гостей, инвесторов. И если все сделано правильно, он может внести существенный вклад в наследие и визуальную культуру. Как говорит Мариам: «Отличный дизайн вызывает эмоции, он начинает диалог и делает мир лучше».