Черная пятница в UPROCK!

Что такое юзабилити и почему это так важно для вашего дизайна

Резюме: Как определить юзабилити? Как, когда и где ее улучшить? Почему тебе должно быть до этого дело? Обзор определяет ключевые концепции удобства использования и отвечает на основные вопросы.

Эту статью следует передать своему начальнику или любому другому человеку, у которого не так много времени, но необходимо знать основные факты юзабилити.

Что — определение юзабилити

Юзабилити — это качественный атрибут, который оценивает, насколько просты в использовании пользовательские интерфейсы. Слово "юзабилити" также относится к методам улучшения простоты использования в процессе проектирования.

Юзабилити определяется 5-ю качественными составляющими:

Легкость освоения: Насколько легко пользователям выполнять основные задачи при первом знакомстве с дизайном?

Эффективность: Как быстро пользователи смогут выполнять задачи после того, как изучат дизайн?

Запоминаемость: Когда пользователи возвращаются к дизайну после периода, в течение которого они его не использовали, насколько легко они могут восстановить свои навыки?

Ошибки: Сколько ошибок допускают пользователи, насколько серьезны эти ошибки, и как легко они могут их исправить?

Удовлетворение: Насколько приятно использовать дизайн?

Есть много других важных качественных характеристик. Ключевой среди них является утилита, которая относится к функциональности дизайна. Утилита отвечает за то, чтобы дизайн делал то, что нужно пользователям.

Юзабилити и утилита одинаково важны и вместе определяют, насколько удобен и полезен дизайн. Ведь неважно, насколько прост в использовании дизайн, если он не выполняет нужных вам функций. Точно так же не имеют значения возможности системы,если пользовательский интерфейс слишком сложный и вам не удается в нем разобраться. Чтобы изучить утилиту, вы можете использовать те же методы исследования пользователей, которые улучшают юзабилити.

Определение утилиты = предоставляет ли она необходимые вам функции.

Определение юзабилити = насколько легко и приятно использовать эти функции.

Определение полезного (эффективного дизайна) = юзабилити + утилита

Почему так важно уделять внимание юзабилити в дизайне

В Сети юзабилити является необходимым условием выживания. Если сайт трудно использовать, люди уходят. Если на главной странице четко не указано,  что предлагает компания и что пользователи могут делать на сайте, люди уходят. Если пользователи теряются на сайте, они уходят. Если информация на сайте трудно читаема или не отвечает на ключевые вопросы пользователей, они уходят. Обратили внимание на закономерность?  Не бывает такого, чтобы пользователь читал руководства по работе с веб-сайтом. Да и у кого будет желание тратить время на то, чтобы разобраться в интерфейсе? Доступно множество других сайтов; уход — это первая линия защиты, когда пользователь сталкивается с трудностями.

Первый закон электронной коммерции заключается в том, что, если пользователи не могут найти продукт, они также не могут его купить.

Для интрасетей юзабилити — это вопрос производительности сотрудников. Время — деньги. Время, потраченное пользователями на то, что они теряются в вашей интрасети или на обработку сложных инструкций, — это деньги, потраченные на оплату работы, которая не была выполнена.

Современные передовые практики требуют тратить около 10% бюджета дизайн-проекта на удобство использования. В среднем, это более чем удвоит желаемые показатели качества веб-сайтаоценкой улучшения 2,6) и значительно увеличит показатели качества интрасети. Что касается программного обеспечения и физических продуктов, улучшения, как правило, меньше — но все же существенны — если вы придаете особое значение юзабилити в процессе дизайна.

Для проектов по дизайну в интрасети думайте об удвоении юзабилити, как о сокращении бюджета на обучение вдвое и удвоении количества транзакций, выполняемых сотрудниками в час. Что касается внешнего дизайна, думайте об удвоении объема продаж, удвоении числа зарегистрированных пользователей или потенциальных клиентов, или об удвоении любого другого KPI (ключевого показателя эффективности), мотивировавшего ваш дизайн-проект.

Как улучшить юзабилити

Существует множество методов изучения юзабилити, но самый простой и полезный — это пользовательское тестирование, которое состоит из трех компонентов:

  • Найдите несколько репрезентативных пользователей, например клиентов сайта электронной коммерции или сотрудников интрасети (в последнем случае они должны работать вне вашего отдела).
  • Попросите пользователей выполнить репрезентативные задачи с дизайном.
  • Наблюдайте за тем, что делают пользователи, где они добиваются успеха, а где у них возникают трудности с пользовательским интерфейсом. Другими словами: отойдите и не мешайте; дайте пользователям самим разобраться.

Важно тестировать пользователей индивидуально и позволить им решать любые задачи самостоятельно. Если вы поможете им или направите их внимание на какую-либо конкретную часть экрана, вы испортите результаты теста.

Чтобы определить наиболее важные проблемы юзабилити дизайна, обычно достаточно протестировать 5 пользователей. Вместо того, чтобы проводить большое и дорогостоящее исследование, лучше использовать ресурсы, чтобы провести много небольших тестов. Так вы сможете пересмотреть дизайн между каждым из них и  исправить недостатки юзабилити по мере их выявления.  Итеративный дизайн — лучший способ повысить качество взаимодействия с пользователем. Чем больше версий и идей интерфейса вы протестируете с пользователями, тем лучше.

Пользовательское тестирование отличается от тестирования фокус-групп, которые являются плохим способом оценки юзабилити дизайна. Фокус-группы имеют место в маркетинговых исследованиях, но для оценки дизайна необходимо внимательно наблюдать за отдельными пользователями при выполнении ими задач с помощью пользовательского интерфейса. Слушать то, что говорят люди, вводит в заблуждение: вы должны следить за тем, что они на самом деле делают.

На каком этапе следует работать над юзабилити

Юзабилити играет роль на каждом этапе процесса проектирования. Потребность в многократных исследованиях  — одна из причин, по которой я рекомендую делать индивидуальные исследования быстрыми и дешевыми. Вот основные шаги:

  1. Перед тем, как приступить к новому дизайну, протестируйте старый дизайн, чтобы определить хорошие составляющие, которые вы должны сохранить или подчеркнуть, и плохие, которые доставляют неудобства пользователям.
  2. Если вы не работаете в интрасети, протестируйте проекты своих конкурентов, чтобы получить дешевые данные по ряду альтернативных интерфейсов, которые имеют функции, аналогичные вашим собственным. (Если вы работаете в интрасети, прочтите ежегодник по дизайну интрасети, чтобы узнать о других проектах.)
  3. Проведите полевое исследование, чтобы увидеть, как пользователи ведут себя в естественной среде обитания.
  4. Сделайте бумажные прототипы одной или нескольких новых дизайнерских идей и протестируйте их. Чем меньше времени вы потратите на эти дизайнерские идеи, тем лучше, потому что вам нужно будет изменить их все на основе результатов тестов.
  5. Уточняйте дизайнерские идеи, которые лучше всего проверяются с помощью нескольких итераций, постепенно переходя от прототипов с низкой точностью к презентациям дизайна с высокой точностью, которые демонстрируются на компьютере. Проверяйте каждую итерацию.
  6. Проверьте дизайн на соответствие установленным руководствам по юзабилити, будь то ваши собственные исследования или опубликованные исследования.
  7. Как только вы определитесь с окончательным дизайном и реализуете его, протестируйте его снова. Во время реализации всегда возникают мелкие проблемы с удобством использования.

Не откладывайте пользовательское тестирование до тех пор, пока не получите полностью реализованный дизайн. Если вы это сделаете, будет невозможно исправить подавляющее большинство критических проблем юзабилити, обнаруженных тестом. Многие из этих проблем, вероятно, будут носить структурный характер, и для их устранения потребуется серьезная перестройка архитектуры всего сайта.

Единственный способ обеспечить высокое качество взаимодействия с пользователем — это начинать пользовательское тестирование на ранней стадии процесса проектирования и продолжать тестирование на каждом этапе.

Где тестировать

Если вы проводите хотя бы одно исследование пользователей в неделю, стоит создать специальную лабораторию юзабилити. Для большинства компаний, однако, прекрасно проводить тесты в конференц-зале или офисе — при условии, что вы можете закрыть дверь, чтобы вас не отвлекали. Важно то, что вы получаете реальных пользователей и сидите с ними, пока они используют дизайн. Блокнот — единственное, что вам нужно.

Источник
и
:
arrow