Черная пятница в UPROCK!

Дизайн кинопостеров: история, значение и особенности

Кинопостеры существуют столько же, сколько и фильмы. Это важнейший маркетинговый инструмент, который позволяет заглянуть в сюжет и проникнуться атмосферой картины.

Хороший постер призван передать визуальную эстетику и настроение фильма и служит гармоничным дополнением к нему.

Хотя опыт работы в графическом дизайне будет здесь полезен, искусство создания эффективных кинопостеров — всё же особый навык. Как и в случае с обложками книг, самые впечатляющие из них часто сами по себе являются шедеврами.

А в сочетании с отличным фильмом они могут войти в историю кино как культовые произведения искусства. Вспомните "Челюсти" (1975), "Крестный отец" (1972) или "Завтрак у Тиффани" (1961) — наши воспоминания об этих фильмах неразрывно связаны с легендарными изображениями на их знаменитых постерах. 

Постеры всегда были частью языка кино

Хотя первый полнометражный фильм появился в 1906 году ("История банды Келли"), первый рекламный постер был создан парижским художником и литографом Жюлем Шере еще в 1890 году. Это была литография для короткометражного фильма под названием Projections Artistiques (Художественные проекции), на которой была изображена молодая девушка, держащая в руках плакат с временем показа.

Считается, что первый индивидуализированный постер был создан для короткометражного фильма 1895 года L'Arroseur Arrosé (Политый поливальщик). Вместо того чтобы сосредоточиться на технологических чудесах кино, плакат содержал сцены из произведения, которое он рекламировал. Как и развивающийся кинематограф, эта форма искусства постепенно совершенствовалась. 

Однако киноафиши приобрели настоящую популярность только в 1920-х годах, когда Голливуд стал основным игроком в киноиндустрии. Это был золотой век немого кино. Кинотеатры стали больше — теперь там нашлось место не только для большего числа зрителей, но и для множества кинопостеров. Последние преимущественно представляли собой нарисованные от руки иллюстрации, предназначенные для размещения снаружи кинотеатров, чтобы привлечь людей, проходящих мимо здания. 

Винтажный постер фильма "Призрак оперы”. Источник

По мере развития киноиндустрии росло и значение искусства создания постеров. Киностудии поняли, что афиша является важнейшим рекламным инструментом, и что стильный и интригующий постер способен привлечь большую аудиторию. В 1940-х и 1950-х годах на плакатах стали чаще появляться фотографии, что позволило повысить узнаваемость исполнителей главных ролей.

К 1970-м киноафиши превратились в красочные, привлекающие внимание изображения. Дизайнеры часто сотрудничали с режиссерами, чтобы их работы максимально передавали атмосферу каждого фильма. В эти годы появились нестареющие культовые постеры к фильмам "Звездные войны", "Грязный Гарри", "Экзорцист", "Апокалипсис сегодня" и другим.

С тех пор было создано бесчисленное множество киноафиш в разных стилях: от минималистичных графических работ до самых витиеватых и детализированных решений. Сейчас мы чаще видим кинопостеры в социальных сетях, чем на стенах кинотеатров, но их роль совсем не изменилась — они должны привлекать внимание. Афиши часто являются первой точкой контакта зрителей с фильмом, поэтому они играют важную роль в передаче эстетики и основной идеи картины.

Дизайн кинопостера: основные элементы

Если рассматривать фильм как рекламируемый опыт, то киноафишу можно считать своего рода лендингом продукта или компании.

Как и лендинги, постеры должны быть визуально привлекательными, простыми для восприятия, а также точно передавать суть предложения — будь то товар или опыт просмотра фильма, — чтобы подтолкнуть потребителя к покупке. 

Как и создатели лендингов, авторы постеров используют такие элементы дизайна, как композиция, цвет, типографика и изображения, чтобы передать индивидуальность бренда, оставить неизгладимое впечатление и повысить вероятность конверсии. Суть в том, чтобы собрать нужные элементы в одном месте и расположить их в правильном порядке.

Цветовая палитра: Цвет — один из главных инструментов в дизайне кинопостеров, поскольку он создает настроение и вызывает эмоции. Некоторые цветовые комбинации также могут намекать на жанр фильма. Например, обратите внимание на то, как часто постеры к комедиям имеют белый фон с большим количеством негативного пространства. 

Постер фильма "Знакомство с родителями”. Источник

Другая цветовая тенденция — сочетание синего и оранжевого в афишах боевиков. Эта комбинация получила широкое распространение в течение последних двух десятилетий благодаря отличному контрасту (эти цвета находятся на противоположных концах цветового круга) и энергичному характеру.

Сочетание синего и зеленого также выглядит довольно динамично. С другой стороны, постеры к независимому кино часто имеют желтый фон. А постеры фильмов ужасов обычно содержат темные, угрюмые цвета, такие как черный и красный, чтобы создать ощущение тревоги и надвигающейся опасности.

Кроме того, цветовая палитра киноафиши может дублировать цветовую схему самого фильма.

Типографика: Как и цвет, типографика является невероятно полезным инструментом для создания киноафиш. С ее помощью мы можем передавать важную информацию о фильме, такую как название, теглайн и дата выхода. Правильно выбранная типографика придает постеру драматизм, эмоциональность и индивидуальность, она помогает привлечь внимание аудитории и сделать его более запоминающимся. Как и цвет, шрифт может мгновенно дать подсказку о жанре картины.

Самое главное, чтобы текст был разборчивым и визуально привлекательным. 

Композиция — это размещение элементов таким образом, чтобы они выглядели сбалансированно и интересно. К примеру, чтобы создать упорядоченную, визуально привлекательную композицию на киноафише, мы можем применить правило третей. 

Композиция — это не только то, как расположены элементы постера относительно друг друга, это еще и структура выбранного для него изображения. Речь может идти как об уже знакомом нам правиле третей, так и об использовании негативного пространства или знаменитых “парящих головах” (стиль, который стал очень популярен в современном дизайне постеров, особенно для блокбастеров с несколькими ведущими актерами).

Постер фильма "Однажды в Голливуде”. Источник

Каковы же основные характеристики хорошего кинопостера? Давайте разберемся и рассмотрим несколько известных примеров.

Хороший кинопостер привлекает внимание

В цифровую эпоху внимание — дефицитный ресурс. Нет ничего важнее, чем привлечь внимание потенциального зрителя и удержать его. Если киноафиша цепляет аудиторию, она уже преодолела свое первое препятствие: прорвалась сквозь информационный шум, беспорядок социальных сетей и другие отвлекающие факторы. 

Интересные изображения, цвета, типографика и композиция играют огромную роль. Если в фильме снимались известные актеры, создатели постера могут привлечь внимание людей, разместив знаменитые лица на самом видном месте. Аналогично, если фильм принадлежит к популярной франшизе, разумным ходом будет добавление в композицию узнаваемых плашек и иконок.

Постер фильма "Топ Ган: Мэверик”. Источник

Интересный пример — постер “Топ Ган: Мэверик”, сиквела легендарного фильма Тони Скотта 1986 года. Он должен был не только вызвать ассоциации с культовым оригинальным фильмом, но и привлечь молодых зрителей, не знакомых с ним.

Персонаж Тома Круза, Пит "Мэверик" Митчелл, стоит перед истребителем и смотрит вдаль с решительным выражением лица. Название фильма — обновленная версия оригинального логотипа Top Gun — занимает центральное место в нижней части постера и сразу бросается в глаза.

Плакат полностью отражает суть франшизы, знаменитой динамичными полетами и захватывающими воздушными боями. Изображение Мэверика, стоящего перед реактивным самолетом, подчеркивает образ опытного и бесстрашного пилота, а также намекает на то, что фильм посвящен передовым авиационным технологиям. Сияющее солнце за спиной героя придает изображению золотистый оттенок и показывает, что именно он будет главным действующим лицом фильма. И, наконец, само по себе лицо Тома Круза определенно привлечет поклонников его творчества.

Постер фильма "Элвис”. Источник

Еще один номинант на звание лучшей картины 2022 года, "Элвис" База Лурманна — неистовый, ультрастилизованный, эксцентричный рассказ о жизни легендарного певца. Постер фильма должен был отражать не только его индивидуальность, но и индивидуальность самого Элвиса Пресли. Добиться этого помог ослепительный фон, напоминающий наряды Элвиса, в сочетании с эффектным изображением звезды фильма, Остина Батлера в образе главного героя. 

Выбор цветов просто поразителен: это отсылка не только к стилю короля рок-н-ролла, но и к огням Лас-Вегаса — места, с которым тесно ассоциируется Элвис. Золотые и красные оттенки контрастируют с черной кожаной курткой, делая изображение особенно броским.

Постер фильма "Бэтмен”. Источник

Еще один замечательный пример — выразительный постер фильма "Бэтмен", сиквела Мэтта Ривза 2022 года о знаменитом супергерое. Чтобы передать всепоглощающее ощущение угрозы, дизайнеры использовали контраст оранжевого и черного цветов. Это решение смотрится на редкость эффектно в сочетании со знаменитыми “парящими головами”, а также узнаваемыми очертаниями маски Бэтмена.

Хороший кинопостер запоминается

Привлечь внимание недостаточно. Киноафиша должна быть уникальной или достаточно интересной, чтобы запомниться потенциальному зрителю. Добиться “запоминаемости” довольно сложно. Многие дизайнеры предпочитают сосредоточиться на одном конкретном элементе фильма — например, на особенно значимом или интересном моменте сюжета, — и выдвинуть его на передний план.  

Постер фильма "Тар”. Источник

Психологическая драма Тодда Филда "Тар" (Tár) 2022 года может похвастаться запоминающимся кинопостером, на котором главная героиня драматично позирует, дирижируя оркестром. Примечательно, что мировая звезда Кейт Бланшетт отвернулась от камеры, поэтому мы не видим ее лица. Но массивные заглавные буквы, которыми набрано ее имя, сразу дают понять, кто находится перед нами. Это мощный устойчивый образ, наполненный достоинством и, как и фильм, тревожным ощущением опасности.

Постер фильма "Улыбка”. Источник

Постер к фильму ужасов "Улыбка" 2022 года также вызывает тревогу. Все дело в слишком крупном плане актрисы Кейтлин Стэйси — она находится так близко, что мы чувствуем себя некомфортно. Ее лицо искажается в напряженной неестественной улыбке — нам неприятно смотреть на нее слишком долго. Этот пугающий дизайн — идеальное решение для фильма ужасов о сверхъестественном проклятии, которое заставляет людей жутко улыбаться, прежде чем встретить ужасную судьбу.

Постер к фильму "Не беспокойся, дорогая”. Источник

“Не беспокойся, дорогая” — интерпретация истории о Степфордских женах от Оливии Уайлд. Главные герои фильма — пара, живущая в солнечном городке наподобие Палмс-Спрингс, где все не так, как кажется. И постер на 100% передает это ощущение с помощью продуманной композиции: персонажи показаны в своем идиллическом блаженстве в нижней части кадра, а в небе над ними падает самолет.

Запоминающееся изображение является отсылкой к сюжету, и хотя это не кадр из фильма или точное отображение происходящего, это визуальная метафора того, что блаженная жизнь героев вот-вот изменится из-за неподвластных им событий.

Хороший кинопостер передает суть фильма

Создать яркий, запоминающийся постер очень важно. Однако он не может быть полностью оторван от фильма. Хороший плакат передает общий тон картины и ее эстетику, а также дает потенциальным зрителям представление о том, чего они могут ожидать от сюжета. Чтобы добиться этого, дизайнерам нужно хорошо понимать, с каким кино они имеют дело, поэтому они часто сотрудничают с создателями фильмов и советуются с ними.

Постер фильма "Все везде и сразу”. Источник

"Все везде и сразу" — амбициозный фильм, который охватывает множество реальностей и жизней. Основа сюжета — путешествия главной героини Эвелин (в исполнении Мишель Йео) между параллельными вселенными и ее борьба со злом. Это психоделическое, чрезвычайно красочное кино, довольно легкое и местами очень смешное.

Яркий постер, напоминающий картинку калейдоскопа, полностью отражает психоделический сюжет: вокруг Эвелин плавают глазные яблоки, гаечные ключи, апельсиновая газировка и различные персонажи фильма. Хаотичный, красочный подход поражает воображение, запоминается и отлично передает тон и индивидуальность фильма.

Постер фильма “Солнце моё”. Источник

Постер к картине “Солнце моё” (Aftersun), шотландского режиссера Шарлотты Уэллс, выглядит просто, но эффектно. Это фильм-ностальгия, воспоминания об отпуске отца и дочери, наполненные смыслом и сожалением. Главная героиня пересматривает домашнее видео, записанное на кассету VHS, спустя 20 лет.

Грустный, эмоционально сложный и очень милый фильм. Афиша прекрасно передает нужную атмосферу: герои сидят на берегу, глядя на океан, символизирующий жизнь, которая ждет их впереди. “Потертое” изображение с эффектом старой пленки полностью отражает эстетику фильма и усиливает общее впечатление.

Создать отличный кинопостер — практически то же самое, что создать отличный веб-сайт

У кинопостеров есть своя история, художественные особенности и традиции, которые делают их чем-то большим, чем просто рекламные инструменты. Это настоящие произведения искусства, включающие комбинацию визуальных элементов, которые в совокупности представляют и дополняют главное произведение искусства — фильм. 

Веб-дизайн прошел аналогичный путь. Сайты, которые когда-то были невзрачным источником информации, стали средством творческого выражения, привлечения аудитории, продвижения товаров и услуг. 

Многие из элементов, которые делают кинопостеры эффективными, актуальны и для веб-дизайна: продуманные цвета, типографика, композиция, качественные изображения (только не актеров, а продуктов).

Источник
и
:
arrow