Черная пятница в UPROCK! 2 дня до конца распродажи!

Дизайн-решения: как принимать их легко и эффективно

Преодолеваем страхи и сомнения.

Сколько бы лет я ни работал в индустрии, мне всегда было сложно принимать проектные решения. Разрабатывая дизайн продукта, мы должны учитывать множество аспектов — пользовательские сценарии, переговоры с заинтересованными сторонами, технические проблемы, сроки и т.д.

Когда таких вопросов становится слишком много, мы чувствуем себя перегруженными и не можем принимать правильные решения. С каждым выбором связаны потенциальные затраты и выгоды, и нам бывает трудно определить, какой результат более желателен.

Сегодня я расскажу вам о методах, которые помогают мне сделать процесс принятия дизайн-решений проще и эффективнее.

Не думайте, что вы сможете достичь оптимальных результатов с первого раза

Один из самых важных принципов, о котором нельзя забывать, — никто не способен сказать, какое решение окажется лучшим, с самого начала, поскольку на первых этапах мы еще не знаем всех особенностей опыта пользователей и не можем предсказать, как они будут воспринимать те или иные элементы дизайна.

Самый грамотный подход — не думать о немедленном достижении оптимальных результатов. Вместо этого следует сосредоточиться на понимании потребностей пользователей и методично работать над поиском наилучшего решения, которое удовлетворит эти потребности, используя дизайн-мышление и все имеющиеся у вас на данный момент знания и инструменты.

Вы не можете знать результатов, пока не протестируете прототип и не запустите продукт. А предугадывать поведение пользователей — неблагодарное дело.

Без метрик успеха ваша работа совершенно бессмысленна

Еще один важный аспект принятия решений — заранее сформулировать желаемый результат ваших действий. К примеру, в баскетболе существуют определенные правила подсчета очков, и в конце игры счет показывает, кто выиграл, а кто проиграл. Представьте, что вы пытаетесь определить победителя без этих правил — это невозможно!

Трудно понять, правильные ли решения вы приняли, не имея конкретных метрик успеха. Если измерить результат решения невозможно, также невозможно определить, привело ли оно к успеху или неудаче.

Например, если ваш дизайн должен сократить число пользователей, которые обращаются в службу поддержки, но вы не знаете, насколько, его невозможно будет оценить. Другими словами, без конкретных показателей (KPI, OKR и др.) вы никогда не узнаете, были ли ваши решения правильными. Так как же в этом случае понять, что можно сделать лучше в следующий раз?

Почему нам так трудно принимать дизайн-решения?

Вот три основных фактора:

1. Страх совершить ошибку

Страх совершить ошибку — пожалуй, самая распространенная проблема. Он способен значительно замедлить процесс принятия проектных решений. Этот страх может быть вызван разными причинами — прошлые ошибки, сложная рабочая обстановка, конфликтующие точки зрения заинтересованных сторон и т.д.

Раньше я работал в одной команде с разработчиком, с которым было очень трудно найти общий язык. Что бы я ни предлагал, он всегда имел противоположное мнение. У меня просто не хватало энергии, чтобы выдерживать эту бесконечную борьбу. Это тормозило мой рабочий процесс, поскольку я постоянно думал не о поиске правильного решения, а о моменте, когда мне нужно будет представить свой проект команде, и о том, сколько усилий мне придется на это потратить.

2. Недостаток знаний

Второе по популярности препятствие для принятия правильных решений — недостаток знаний. Он может быть обусловлен многими факторами, такими как неправильное определение проблемы, недостаточное количество исследований пользователей, плохое знание платформы и особенностей поддерживаемых устройств (мобильные, планшеты, веб и т.д.).

Например, если вы являетесь экспертом по iOS, вам будет непривычно работать над десктопной версией сайта. Различий много — размер экрана, способы взаимодействия (мышь/клавиатура/сенсорный экран), разные компоненты. Все это может создать ощущение, что вы не контролируете ситуацию, из-за чего вам будет намного сложнее принимать решения.

3. Отсутствие целей и требований

В дизайне нет места абсолютной свободе творчества. Важно создавать его под конкретную цель и установить критерии, на которые можно ориентироваться. И самое главное, вы должны понимать, как найти баланс между потребностями пользователей и целями бизнеса.

Например, вы разрабатываете интернет-магазин, и, конечно же, основная задача компании — увеличить продажи. Вы должны спроектировать пользовательский сценарий, который побудит людей добавлять в корзину больше товаров (если вы когда-либо покупали билет на самолет, вы понимаете, о чем я). С другой стороны, важно не переборщить. Помните о том, что опыт взаимодействия должен быть в первую очередь удобным, быстрым и приятным.

Как упростить процесс принятия решений

1. Убедитесь, что вы получили четкие и понятные требования

Дизайнеры зачастую приступают к проектированию, не определив проблему и не проанализировав требования к продукту. Руководитель (PM, CEO или менеджер по дизайну) просто выдвигает идею и просит дизайнера ее воплотить.

Больше всего от этого страдают начинающие дизайнеры, которым не хватает базовых знаний о концепциях и методах, таких как пользовательские истории и критерии приемки. Поэтому они пытаются выполнить поставленную задачу, но до конца не понимают, что делать.

Чтобы не попадать в такие ситуации, всегда начинайте работу с ответов на следующие вопросы:

  1. В чем заключается проблема?
  2. Почему мы это делаем?
  3. Какой результат мы должны получить?
  4. Как мы будем измерять успех?

Разберем пример. Представьте, что вам поручили редизайн процесса оформления заказа в одном из интернет-магазинов.

1. В чем заключается проблема?

Высокий процент брошенных корзин во время оформления заказа.

2. Почему мы это делаем?

Компания регулярно теряет деньги, так как многие пользователи бросают корзину, не оплатив товары.

3. Какой результат мы должны получить?

Мы должны спроектировать понятный и удобный процесс оформления заказа, который позволит пользователям быстро и без усилий переходить от одного шага к другому, вводить свои данные, выбирать способ доставки и завершать покупку.

4. Как мы будем измерять успех?

Процент брошенных корзин должен сократиться как минимум на 20%.

Ответы на эти 4 вопроса — основа для начала работы. Приступать к проектированию без них — все равно, что сесть в машину и сказать GPS-навигатору «Поехали». Если вы не уточните, куда именно вы хотите добраться, он не будет знать, что делать.

2. Соберите всю необходимую информацию

Тщательно изучите все аспекты, которые нужно учитывать при проектировании: сферу применения продукта, пользователей и их потребности, особенности платформы и устройств, для которых разрабатывается продукт (iOS/Android, десктоп/мобильные устройства), технические ограничения и т.д.

Идея проста: если вы о чем-то не знаете, спросите у тех, кто знает. Так у вас появится мощная база, облегчающая принятие решений. Обратитесь к статьям, YouTube, ChatGPT, пообщайтесь с разработчиками, менеджерами продуктов, специалистами по работе с клиентами.

К сожалению, мы зачастую не знаем, что мы чего-то не знаем. Чтобы избежать этой ловушки, сделайте следующее.

Обратитесь к коллегам и выясните, какая информация, по их мнению, может вам пригодиться. Например, проконсультируйтесь с разработчиками насчет технических проблем, с которыми вы можете столкнуться, и узнайте, что вам нужно изучить, чтобы избежать их. Поговорите с продакт-менеджером, чтобы лучше понять пользователей и собрать дополнительную информацию о них.

3. Набросайте несколько вариантов и оцените их

Вы получили четкие требования и изучили всю необходимую информацию? Теперь можно приступать к проектированию. Используйте ручку и бумагу (или iPad и Apple Pencil) либо сразу откройте Figma, чтобы набросать несколько решений. Это время для мозгового штурма. Рассматривая различные варианты, вы сможете оценить их преимущества и недостатки, а затем сделать лучший выбор.

Полезный совет — сразу записывайте все вопросы или идеи, которые приходят вам в голову. Например, если в вашем дизайне есть числовое поле ввода, вам, скорее всего, нужно будет узнать:

  • Каковы минимальное и максимальное значения?
  • Может ли пользователь вводить десятичные числа?
  • Нужно ли спроектировать стрелки для переключения чисел внутри поля?

Когда вы записываете потенциальные вопросы, вероятность того, что вы забудете важные детали, существенно снижается.

4. Взаимодействуйте с заинтересованными сторонами и принимайте решения вместе с ними

Вовлекайте заинтересованные стороны (менеджеров по продукту, разработчиков и т.д.) в процесс принятия решений. Используйте их опыт и знания. Кроме того, если вы сразу получите их одобрение, ваши действия будут согласованными. Это значительно снизит стресс, который многие из нас испытывают, если нам приходится принимать решения в одиночку. Помните, что другие специалисты являются такой же частью команды, как и вы, и в той же мере несут ответственность за результат.

5. Проводите юзабилити-тесты

Несмотря на то, что без рассказа о юзабилити-тестах не обходится ни один курс по UX-дизайну, в реальном мире команды проводят их далеко не всегда. Если ваша компания готова потратить определенные ресурсы на проведение тестирования до начала разработки продукта, его результаты, безусловно, станут лучшим подспорьем для принятия обоснованных дизайн-решений.

Напишите сценарий, создайте прототип и протестируйте его с 5 пользователями (именно столько достаточно для эффективного тестирования по мнению Якоба Нильсена). Так вы соберете достаточно реальных данных, и вам будет проще принимать решения.

Спасибо за внимание!

Источник
и
:
arrow