Как пользователи ищут информацию? Это главный вопрос, когда речь заходит о выработке системы предоставления контента. Они идут сразу к окну поиска или ищут нужную категорию через навигацию?
Наблюдая за работой поисковой системы у Google, многие считают, что такая же функция должна обязательно быть на сайте. Почти каждый пользователь думает, что поиск решает все проблемы быстро и качественно. «Я всегда все ищу через поиск» – одно из первых, что можно услышать от пользователей. Но есть ли разница между тем, что они говорят и тем, что они делают? Разберемся, так ли важен поиск на сайте?
Пользователи отдают предпочтение хорошей навигации, нежели поиску
Герри МакГоверн провел тестирование, в котором выяснилось, что 70% пользователей решали свою задачу благодаря ссылкам. Другие 30% обращались к поиску. Он сделал вывод о том, что сильный сайт должен иметь качественную навигацию. Нажать на ссылку проще, чем воспользоваться окном поиска.
Gerry McGovern: «Навигация является более важной, чем поиск», 2010
Исследование О.Бергмана и др. было направлено на опровержение мнения о важности поиска. Вследствие чего, улучшение поисковых систем должно привести к предпочтению поиска над навигацией. Результаты показали, что это не так. Средний процент предпочтения поиска составил 11%, тогда как навигации – 63%.
Ofer Bergman, Ruth Beyth-Marom, Rafi Nachmias и др: «Улучшенные поисковые системы и навигационные предпочтения в управлении персональной информацией», 2008
Исследователи М. Кац и М. Бирн в своей работе подчеркивают значимость правильной навигации по сайту. Меньше половины (около 39%) участников использовали поиск. Поиск не является заменой навигационного меню: больше чем половина участников использовали меню, даже при наличии заметного поиска. Их не беспокоил даже длинный список меню, т.к. ссылки были информативными.
Katz and Byrne: «Влияние информационного запаха и ширины меню для специфического поиска для сайта электронной коммерции», 2003
Сервис аналитики Kissmetrics провел опрос среди 100 пользователей: 60% пользователей предпочитают использовать навигацию по страницам вместо поиска, чтобы найти конкретные продукты в Интернете. 47% сказали, что они предпочитают фильтровать до конкретных деталей продукта, а не использовать функции поиска на веб-сайте.
Kissmetrics: «Поиск против навигации», 2013
Основа хороших сайтов – качественная навигация. Она дает четкую структуру и представление о пространстве сайта. Использование предлагаемых категорий быстрее и проще для пользователя, чем создание поискового запроса.
Поиск не решает сложные задачи и является запасным вариантом на сайте
В исследовании Джареда Спула производился анализ пользовательского поведения на странице. Из 30 участников, не было ни одного, кто всегда использовал поисковую систему в первую очередь. Около 20% участников выбирали только ссылки. Поисковая система была запасным вариантом, после того, как ссылки не удовлетворяли их запрос.
Jared M. Spool: «Есть ли пользователи, которые всегда ищут?», 2001
Якоб Нильсен в своем тестировании функции поиска отмечает, что большинство пользователей сталкиваются с проблемами при поиске. Они не удовлетворены результатом, когда формулируют сложный запрос с особыми критериями. Вероятность успешных результатов падает с 64% до 28%, когда пользователь переходит от простой задачи поиска к сложной.
Jakob Nielsen: «Преобразование поиска в навигацию», 2013
Функция поиска используется только после того, как пользователи попробовали навигацию и ссылки. В большинстве поиск по сайту не работает должным образом. Пользователи не сразу могут понять его ограничения, поэтому полученные результаты не всегда их удовлетворяют.
Резюме
Четкая и понятная навигация – это основа, на которой должны строиться все веб-сайты. Пользователям проще найти свой запрос из ряда предложенных вариантов, чем самостоятельно воспроизвести его по памяти и, возможно, не угадать с правильностью написания запроса. Кликнуть по ссылке всегда будет быстрее и проще.
Поиск – дополняющая функция, которая необходима пользователям. Она не спасет сайт, если у него плохая навигация. Нужда обратиться к поиску возникает только тогда, когда пользователю навигация кажется сложной или количество объектов так много, что работа с навигацией или фильтрацией займет больше времени, например, при поиске товара на сайтах агрегаторах (по типу Алибаба.ком) или поиск пользователя в соц сетях по имени.
Поиск является второстепенным, т.к:
- Хорошая и правильная организация контента исключает возможность не найти запрос пользователя.
- Требует большей когнитивной нагрузки для того чтобы придумать правильный запрос. Кликнуть по ссылке чаще проще и менее энергозатратно.