Главное из интервью основателя одного из крупнейших дизайн-агентств России – «CreativePeoplе» – Александра Ковальского.
Интервью получилось объемным, откровенным и полезным, как для дизайнеров, так и для предпринимателей.
Как CreativePeoplе поддерживает свой уровень
Когда мы очень давно начинали работать, единственным уровнем качества было то, которое я выдавал как дизайнер. Лет 6 я был единственным дизайнером в CreativePeople и в какой-то момент мои работы стали трендовыми и попали в аудиторию. В этом момент я задумался – какой следующий шаг сделать?
Именно тогда я стал смотреть, что может быть востребовано через год, два или три. И все, что мы делаем сейчас с командами – пытаемся предугадать, что будет востребовано в будущем.
Сейчас мы пытаемся покачаться так, чтобы быть актуальными всегда и не выпасть при бурной динамике рынка.
Как всегда быть впереди трендов
Очень многие просто рисуют или стараются скопировать чьи-то работы. Более профессиональные дизайнеры смотрят, что происходит на зарубежном рынке и заимствуют идеи, как только они появляются. Это хороший путь.
Но если хочешь понимать и предугадывать тренды, надо понять – их появление не случайно.
Когда меняется технологический стек – всегда открываются новые возможности. Раньше все делали сайты с тремя пиксельными шрифтами никто и не думал, что будет доступна журнальная верстка. Но, если заранее подумать, куда движутся технологии, то такие вещи можно было предвидеть. И, соответственно, прокачивать внутри команды компетенцию, связанную с журнальной версткой, типографикой или другими вещами классического дизайна.
Что такое тренды
Тренды – это не то, какой цвет сейчас в моде и какие иллюстрации популярны на Dribbble. Тренды – это устоявшийся процесс, который стал доступен большинству. Например, появление огромных заголовков или использование конденсных акцедентных шрифтов сначала стало доступно всем дизайнерам, а только потом они стали популярны.
Мне кажется, если мы будем сейчас разбирать любую статью с трендами, то мы увидим несколько основных характеристик этих трендов.
Первая – технологическая. Тренды появляются, потому что их стало возможно воспроизводить. Мы теперь можем легко что-то сделать, поэтому оно стало массовым.
Вторая характеристика – визуальная. Всегда, когда старая цветовая схема надоедает, мы выходим на новый уровень фотографии, иллюстрации и цвета. Это, скорее, вопрос разнообразия, потому что какой-то конкретный стиль очень быстро приедается. Такие тренды – эмоциональная реакция рынка и спрогнозировать их сложнее, чем технологические, но тоже возможно.
Про свое образование
Я учился на юриста и забросил юридическую профессию только на третьем курсе аспирантуры. Профессия мне по-прежнему нравится. И спустя много-много лет, я смог сформулировать, почему: вся юридическая профессия – это про логику. Про логические связи, про инфраструктуру и про причинно-следственные связи, которые отрабатываются на очень длинные дистанции. И дизайн такой же. Нужно понимать, как он будет работать на длинные дистанции. И очень много вещей, которые я понял в институте на уровне юридического образования, отлично срабатывают в дизайне. Я ни капли не жалею, что получил это образование. Но для меня юридическая профессия оказалась слишком медленной, в ней не получить того стремительного развития, которое мне было нужно.
Все это дало такую большую потребность в рабочей силе, что ее просто невозможно было заполнить дизайнерами с классическим образованием, которое было раньше. Никто больше не готов ждать 5 лет, пока дизайнеры научатся и еще 5 лет, пока они пройдут этап становления.
Зачем юристу открывать свою студию
Я стал учиться на юриста, потому что так вышло. Мне всегда нравилась эта профессия и нравится до сих пор. Но было два ключевых момента.
Первое – это то, что юридическая профессия оказалась не такой, как я думал после просмотра фильмов. В какой-то момент я понял, что юрист – это обычная обеспечительная профессия и очень скучная с точки зрения динамики.
Второй момент – мне нравился дизайн. Мне всегда нравилось рисовать, но больше меня захватывало то, что у этого рынка была такая сильная динамика, что открывая какую-то работу на Re:vision, я не понимаешь, как люди могли это сделать. Или открывал сайт и думал: "ух ты, а разве так можно было?"
Все так стремительно менялось, что каждый день случались микро-победы. Я никогда бы не смог получить такой фидбек за такое короткое время, будучи юристом. И самое классное, что динамика у профессии сохранилась до сих пор.
Как выйти на западный рынок
На западе интересно, но надо помнить, что все, кто начинают работать с западными клиентами – начинают с нуля. Вся экспертиза, которая есть в России, там не работает. Казалось бы – тут дизайнеры, там дизайнеры, но работа строится совсем иначе.
Нам повезло, потому что у нас есть хорошие партнеры в Праге, с которыми мы создали новый департамент, ориентированный на запад.
Все что, я хочу сказать дизайнерам – знайте, что ни один из ваших кейсов там не котируется. Если ты работаешь на глобальном рынке, то и кейсы должны быть глобальными, иначе порог риска у клиента сильно увеличивается. Они ведь даже не могут проверить, фейк это или нет. "Газпром", "Миас" – многие западные клиенты никогда не слышали этих названий.
Про альянс с СССSR
Альянс был вызван ситуацией на рынке – создание сложных интерфейсов и сервисов требует большое количество квалифицированных программистов, тестировщиков и исследователей. И если мы беремся за это, то должны работать в рамках сложносочиненной команды. Если компания делает сервисы, то должна нанять программистов в штат, даже на аутсорс это отдавать плохо. Или клиенту самому приходится подтягивать много команд.
Для того, чтобы закрыть всю разработку полностью до бэкенда, нам нужно было найти команду, с которой мы бы плотно интегрировались и могли делать проекты совместно. Либо нам нужно было развивать отдел разработки внутри компании. Но это сложно, потому что все, связанное с сервисами – ресурсоемкое и затратное. И искать даже 5 технологов – не вариант.
А у СССSR подходящих специалистов был целый штат. И мы поняли после нескольких проектов, что можем работать вместе. Совместно у нас получается и проектирование, и визуализация, и верстка. В проектах, которых нужно это целиком закрыть мы отлично заходим и работаем.