Черная пятница в UPROCK! 2 дня до конца распродажи!

Какое влияние оказали известные поп-арт художники на графический дизайн?

Нам следует сказать “спасибо” известным поп-арт художникам за то бесценное влияние, которое оказал их жанр на графический дизайн.

Каждый раз когда вы думаете о средствах массовой информации, комиксах и коллажах, на ум приходят работы таких легенд, как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн и Джаспер Джонс. Эти первопроходцы и экспериментаторы оставили глубокий след в истории дизайна.

Студенты художественных школ по-прежнему изучают поп-арт и тщательно анализируют произведения художников, чтобы выявить приемы, которые они смогут потом использовать в своих работах. Музеи дизайна по всему миру выставляют неподвластные времени шедевры, которыми из года в год восхищаются многочисленные посетители.

Мир графического дизайна навсегда изменился в лучшую сторону благодаря новаторским работам этих визионеров. Лучший способ оценить их вклад — составить длинный впечатляющий список заслуг знаменитых поп-арт художников.

1. Энди Уорхол

Энди Уорхол — главная фигура в мире поп-арта 1960-х годов. Сегодня его имя фактически является синонимом названия этого художественного течения, а также использования изображений знаменитостей и рекламы в дизайне. Именно с человека, которого обычно считают пионером жанра, следует начать этот список.

Уорхол создал множество знаковых произведений искусства: от картин и скульптур до фотографий. Вот некоторые из его самых известных работ.

Банки с супом Кэмпбелл

Один из любимых приемов поп-арт художников — использовать в своих произведениях изображения из рекламы и популярной культуры. Уорхол взял 32 холста, на которых изображены консервные банки с супом Кэмпбелл, и разметил их рядами друг над другом. Каждая банка была со своим вкусом, например, Pepper Pot Soup (суп с перцем) и Scotch Broth Soup (шотландская похлебка).

Вы не увидите в этой работе мазков кисти. Чтобы добиться желаемого результата, Уорхол использовал технику трафаретной печати, которая позволяет перенести чернила на поверхность при помощи специальной сетки.

Источник: WikiArt

Прелесть композиции Уорхола в том, что центральное место в ней занимает предмет, который многие из нас могли найти у себя на кухне. Кроме того, произведение выглядит симметричным (4 ряда и 8 столбцов), поэтому на него приятно смотреть.

Изначально такой китчевый подход к искусству, который должен был стать одой современной культуре, был воспринят критиками и публикой как нечто оскорбительное. Тем не менее в 2006 году одна из картин этой серии была продана почти за 12 миллионов долларов.

Портрет Элвиса Пресли

В 60-х годах Уорхол сосредоточился на создании культовых американских образов, в том числе портретов знаменитостей, например, Элвиса Пресли. Уорхол создал несколько картин с Элвисом — в основном покойный артист был изображен на них в позе стрелка. Существовало несколько версий этой работы:

  • Elvis I and II (Элвис 1 и 2)
  • Triple Elvis (Тройной Элвис)
  • Eight Elvises (Восемь Элвисов)
Источник: WikiArt

Все они были выполнены в технике шелкографии на холсте с использованием акриловых красок в 1963 году. Некоторые в цвете, другие — черно-белые, но везде Элвис изображен, широко расставив ноги, с поднятым пистолетом и решительным взглядом.

Howdy Doody

“Howdy Doody” — детское телешоу, которое шло с 1947 по 1960 год. Главным персонажем была кукла-марионетка, а действие происходило сначала в цирковом шатре, а потом было перенесено в типичный город на западе США. Это одна из первых цветных программ на ТВ.

Источник: WikiArt

Конечно, Уорхол не мог устоять перед таким персонажем и решил использовать Howdy Doody в своих поп-арт произведениях. В конце концов, в то время кукла была одним из символов поп-культуры.

В 1981 году Уорхол создал портрет марионетки, который стал одной из последних работ художника, умершего в 1987 году. На яркой картине изображен веснушчатый персонаж в ковбойском костюме, который выглядит так, будто он немного не в фокусе.

2. Рой Лихтенштейн

Основным источником вдохновения для Роя Лихтенштейна служили комиксы, поэтому его произведения часто имеют соответствующий стиль. Этого ньюйоркца считали настоящим бунтарем. Сам он называл поп-арт “индустриальной живописью”.

Вот некоторые из его самых известных работ.

Whaam!

«Whaam!» (“Бабах!”) Лихтенштейна — диптих 1963 года: два холста соединены петлей. Они напоминают страницы комиксов того времени. Основываясь на собственном опыте службы в армии США во время Второй мировой войны, Лихтенштейн изображает на левом полотне истребитель, запускающий ракету, которая попадает в другой самолет, взрывающийся на холсте справа.

Источник: WikiArt

Иллюстрация включает определенные элементы абстрактного экспрессионизма, что некоторые зрители назвали “нервной энергией”. Композиция тщательно продумана: левая часть символизирует начало действия, а правая (со словом “Whaam!”) — его завершение.

Смотри, Микки!

Эта картина, написанная маслом на холсте в 1961 году, объединяет в себе черты поп-арта и абстрактного экспрессионизма. Художник использует 2 известные “иконы” поп-культуры: Дональда Дака и Микки Мауса. Дональд говорит Микки, что он поймал большую рыбу, не понимая, что крючок на самом деле зацепился за его пиджак. А Микки прикрывает рот рукой в перчатке, пытаясь сдержать смех.

Источник: WikiArt

Перед нами яркая картина, включающая смелые желтые, пронзительные красные и успокаивающие синие оттенки. Композиция выглядит сбалансированной, поскольку визуальный вес элементов распределен более менее равномерно между правой и левой частями холста.

3. Джаспер Джонс

Вы не найдете другого поп-арт художника, более известного своими изображениями американского флага и других американских атрибутов, чем Джаспер Джонс. Работы этого художника и скульптора регулярно продаются на аукционах за миллионы долларов. Он начал рисовать американский флаг еще в 1950-х годах.

Флаг

Произведение Джонса с простым названием “Флаг” 1955 года демонстрирует, каких успехов может достичь художник в такой технике, как энкаустика. Работая с горячим воском, Джонс создал этот шедевр, когда ему было всего 24 года, сразу после увольнения из армии США.

Говорят, что источником вдохновения для него послужил сон о Старой Славе (известный флаг, который хранится в Национальном музее американской истории в Вашингтоне).

Источник: WikiArt

Любопытно, что на флаге всего 48 звёзд, поскольку Аляска и Гавайи вошли в состав США только в 1959 году. Если присмотреться, под полосами можно заметить фрагменты газет. Джонсу нравилось изображать флаг (и он делал это много раз на протяжении своей карьеры), поскольку это позволяло ему сосредоточиться на технике рисования. В конце концов, в самом флаге не было ничего нового.

Три флага

Преданный теме флага Джонс, создал эту знаменитую поп-арт работу в 1958 году. Картина также написана в технике энкаустики. Главное отличие от предыдущего произведения — композиция.

Источник: WikiArt

Руководствуясь идеей, что 3 флага лучше, чем 1, он создает многоуровневую композицию, в которой ближайший к зрителю флаг выглядит самым маленьким. Каждое следующее изображение примерно на 25% меньше предыдущего, благодаря чему создается своеобразный эффект 3D.

Поскольку “Три флага” были созданы в 1958 году, здесь по-прежнему изображено лишь 48 звёзд. Это произведение можно встретить в разных книгах, журналах и на выставках, посвященных американской истории.

4. Джеймс Розенквист

Розенквист — еще один гигант поп-арта, влияние которого на графический дизайн было уникальным. В отличие от других представителей художественного течения, он стремился включать в свои работы элементы сюрреализма, чтобы подчеркнуть, что поп-культура и рекламный бизнес вышли из-под контроля. Возможно, именно в его работах можно чаще всего обнаружить культурные символы того времени.

Без названия (Джоан Кроуфорд говорит…)

“Без названия” — ода звезде киноэкрана Джоан Кроуфорд. С помощью этого произведения художник хотел намекнуть на повсеместное присутствие актрисы в средствах массовой информации и рекламе. Центром композиции является сама Кроуфорд, представляющая очередной рекламный слоган.

Источник: WikiArt

Если не брать во внимание, что это своеобразная пародия на поп-культуру, мы увидим, что имеем дело с прекрасной картиной, которая была написана маслом в 1964 году. Она может похвастаться яркими цветами и эффектными переходами оттенков, из-за чего выглядит стильно.

Даже рукописный шрифт, который использован для фразы “Джоан Кроуфорд говорит…”, — это своего рода намек на классический дизайн старого Голливуда.

Мэрилин

После самоубийства Мэрилин Монро в 1962 году Розенквист создал ее портрет в стиле сюрреализм. Композиция больше похожа на коллаж, изображение перевернуто вверх ногами — это фактически “лоскутное одеяло” из разрозненных фрагментов. Вы видите глаз, рот и нос в разных квадрантах холста.

Розенквист даже использует традиционный шрифт Coca-Cola, чтобы подчеркнуть, что знаменитости являются частью поп-культуры и коммерциализма.

Источник: WikiArt

Поскольку все части перемешаны, вам, вероятно, потребуется некоторое время, чтобы понять, что на самом деле происходит на картине. Это пример того, как поп-арт может заставить зрителя взглянуть на окружающую культуру с философской точки зрения.

5. Роберт Раушенберг

Этот многогранный поп-арт художник, специализировался на скульптуре, живописи, фотографии, коллажах из бумаги, печатной графике и перформансах. Его карьера длилась 60 лет, и за это время он создал множество известных работ.

Следует отметить, что он был одним из первых представителей этого движения, когда оно еще называлось нео-дада в 1950-х годах, прежде чем окончательно превратиться в поп-арт в 60-х.

План Кока-Колы

В 1958 году, незадолго до расцвета поп-культуры и взлета таких художников, как Уорхол и Лихтенштейн, публике было представлено произведение “План Кока-Колы” Раушенберга. Впервые показав, чего стоит ожидать от нового художественного движения, он критикует коммерциализацию и рекламу и добавляет в центр композиции пустые бутылки из-под Кока-Колы.

Источник: WikiArt

Инсталляция (трехмерное произведение искусства, размещенное в определенном пространстве, которое предназначено для преобразования его восприятия зрителем) “План Кока-Колы” — это работа, сочетающая в себе элементы живописи и скульптуры. Она включает бутылки из-под напитка, крылья и глобус, которые вписаны в деревянную конструкцию.

Здесь можно увидеть любовь Раушенберга к использованию простых вещей, выброшенных людьми, в качестве составляющих своих произведений.

Каньон

“Каньон” — яркий пример комбинированной живописи, стиля, в котором Раушенберг значительно продвинулся за время своей карьеры. Эта работа постоянно вызывает споры среди критиков. Зрители видят чучело белоголового орла, который будто вылетает из полотна, а также другие детали — зеркало, подушку и даже фотографию сына Раушенберга.

Источник: WikiArt

Поскольку произведение представляет собой мешанину из разрозненных элементов, люди нашли в нем всевозможные смыслы и сообщения: от национализма (из-за чучела орла) до греческой мифологии. Художник, однако, никогда не подтверждал и не отрицал эти предположения, предпочитая оставить аудитории свободу интерпретации.

6. Роберт Индиана

Роберт Индиана занял собственную нишу в движении поп-арт. Он создавал минималистичные дизайны, основу которых составляли слова или числа, например, LOVE, HUG и EAT. Индиана любил работать с кортеновской сталью и шелкографией.

Вот некоторые из его лучших работ.

Любовь

Самая известная, знаковая скульптура Индианы — “Любовь” появилась в 1970 году. В основу легло одноименное изображение 1965 года, созданное для рождественской открытки Музея современного искусства (MOMA). Выполненная из кортеновской стали скульптура имеет ряд интересных конструктивных особенностей.

Источник: Wikipedia

Буква L располагается над буквой V, они фактически представляют собой единое целое. Справа к ним присоединены автономные буквы O и E. Сверху засечка буквы E переходят в засечку буквы V. Наклоненная буква O опирается на верхнюю перекладину E и касается нижнего штриха буквы L.

Пикассо, Американская мечта

Более новая работа Индианы — “Пикассо, Американская мечта” 1998 года. Некоторые говорят, что это образное произведение выглядит как логотип, разработанный специально для Пабло Пикассо. И правда, создается впечатление, что вы смотрите на элемент брендинга.

Источник: WikiArt

Индиана однозначно создал эту работу в память о Пикассо: вы даже можете увидеть здесь дату рождения художника (1881) и дату его смерти (1973). Буквы PP, которые выглядят абсолютно симметрично, играют роль центра композиции. Мастерское использование цветов вызывает у зрителей желание внимательно изучать произведение.

7. Эдуардо Паолоцци

Шотландца Эдуардо Паолоцци называют одним из основоположников и первопроходцев поп-арта. Этот факт свидетельствует о том, что данному художественному движению нашлось место по обе стороны Атлантики.

Художник и скульптор, Паолоцци создавал постеры и другие концептуальные произведения искусства еще в 1940-х годах. Его работы стали первыми примерами поп-арта, который захватит Америку к 60-м и будет представлен такими мастерами, как Уорхол и Лихтенштейн.

Я была игрушкой богача

Произведение “Я была игрушкой богача” 1947 года — пример новаторского видения Паолоцци. Одна из первых подобных работ, коллаж из фрагментов американских журналов и рекламы, закрепленных на холсте. Простая композиция представляет собой, по сути, небольшую коллекцию “найденных предметов” (простые объекты, которые с минимальными изменениями используются для создания произведений искусства).

Источник: WikiArt

Эта работа считается уникальной, поскольку художник впервые делает слово “поп” частью коллажа. Она появилась еще до того, как английский искусствовед Лоуренс Аллоуэй придумал название соответствующему художественному течению.

Коллаж включает следующие разрозненные элементы:

  • обложку журнала Intimate Confessions (интимные признания),
  • игрушечный пистолет,
  • вишневый пирог и вишню,
  • логотип лимонного сока Real Gold (настоящее золото),
  • рекламу Кока-Кола,
  • изображение бомбардировщика Lockheed Ventura.
Знакомьтесь с людьми

“Знакомьтесь с людьми” — еще один коллаж Паолоцци, созданный в 1948 году. На этот раз автор высмеивает американскую поп-культуру, добавляя в работу ряд знаменитых образов. Это еще один коллаж, составленный из вырезок, которыми с художником поделились американские военнослужащие. Вы увидите здесь актрису Люсиль Болл и Минни Маус, а также завтрак и консервы.

Источник: WikiArt

Этот коллаж — отражение американского культа потребительства (обратите внимание на банку тунца White Star) — речь как о знаменитостях, продающих себя, так и о корпорациях, продающих товары.

8. Ричард Гамильтон

Ричард Гамильтон — еще один представитель поп-арта из-за океана и пионер жанра. Он родился в Лондоне в 1922 году. Его работы, созданные в 1950-х годах, способствовали росту популярности поп-арта, особенно в США.

Рассмотрим знаковые произведения Гамильтона, которые выдержали испытание временем.

Так что же делает наши дома сегодня столь разнообразными, столь привлекательными?

Говоря о знаковых произведениях, мы просто не можем обойти стороной эту жанровую работу 1956 года. Она была создана для выставки “Это — завтра”, проходившей в Лондоне. Произведение демонстрирует стремление поп-арта высмеять негативные стороны поп-культуры и консюмеризма.

Источник: WikiArt

Как и Паолоцци, Гамильтон создавал коллажи, основу которых составляли вырезки из американских журналов. Действие происходит на фоне типичной для середины 20 века американской гостиной — эта фотография была найдена в Ladies Home Journal.

Накачанный мужчина — Ирвин Кошевски, который стал победителем конкурса Мистер Лос-Анджелес в 1954 году. Лестница была вырезана из рекламы пылесоса Hoover, а картина в рамке на заднем плане — страница из комикса художника Джека Кирби “Молодой роман”.

В целом, этот коллаж — яркое отображение Америки 50-х годов.

Интерьер II

“Интерьер II” 1964 года — еще один интересный коллаж Гамильтона на ту же тему. Основой работы стала случайная фотография. Это пример того, что может получиться, когда автор тщательно организует и комбинирует изображения элементов интерьера.

Источник: WikiArt

Коллаж представляет собой смесь ярких цветов и деталей. Взгляд зрителя сразу притягивает черно-белое изображение женщины. Здесь автор рассматривает поп-культуру и рекламу через призму дизайна интерьеров.

Влияние поп-арта на графический дизайн

Приведенные в статье примеры работ выдающихся поп-арт художников убедительно показывают, насколько сильным было влияние этого движения на графический дизайн. Такие базовые техники, как использование предметов повседневного обихода и создание коллажей, стали основой для критики американской массовой культуры и консюмеризма.

Получившиеся в результате произведения искусства являются отличным источником вдохновения. Вне зависимости от того, изучаете ли вы историю искусства, создаете творческие проекты для клиентов или просто любите красивый визуал, вас точно впечатлит поп-арт — революционное движение середины 20 века.

Источник
и
:
arrow