Черная пятница в UPROCK!

Онбординг: как познакомить пользователей с продуктом, чтобы они захотели остаться?

Повышаем коэффициент удержания пользователей

Онбординг или знакомство с приложением — важнейшая часть опыта взаимодействия. От того, насколько тщательно мы продумаем этот этап, зависит, каким будет коэффициент удержания пользователей: захотят ли они остаться или же удалят приложение.

В статье вы найдете 3 варианта онбординга и узнаете, как эффективно реализовать каждый из них. Мы разберем:

  • почему нужно сфокусироваться на ключевых функциях, а не рассказывать пользователям сразу обо всех возможностях приложения,
  • какие визуальные подсказки стоит добавить в интерфейс, а какие нет,
  • почему лучше использовать чипы вместо радиокнопок и чекбоксов и т.д.

Дополнительно про онбординг вы можете почитать здесь.

Знакомство с приложением — особый момент для каждого пользователя. Конечно, люди вряд ли запомнят это событие навсегда, но оно точно повлияет на их восприятие и ощущения.

Если первое впечатление — хорошее, пользователи будут обращаться к продукту снова и снова. Если же нет, разочаруются и запутаются так сильно, что не захотят тратить время и усилия на попытки в нем разобраться.

Существуют различные варианты онбординга. Ваш выбор зависит от того, насколько сложным является конкретное приложение и какой объем информации необходим пользователям для начала работы. Следует не только выбрать правильный шаблон, но и спроектировать его надлежащим образом.

Это позволит эффективно познакомить пользователей с продуктом и станет отличной отправной точкой для дальнейшего взаимодействия с ним.

Вариант 1: Слайдер

Используйте слайдер, если вашим пользователям нужно узнать лишь базовую информацию, чтобы начать действовать. Этот шаблон представляет собой последовательность экранов, которые можно пролистывать, нажимая на соответствующую кнопку. 

Такое решение не подходит для тьюториалов, обучения пользователей. Единственное предназначение слайдера — показать людям, на что способно приложение.

1. Презентация функций

Хороший слайдер включает краткий обзор ключевых функций приложения. Плохой — пространное описание практически каждой из них.

Важно сфокусироваться на презентации лишь нескольких функций и использовать для выполнения этой задачи минимальное количество слов. Если вы слишком подробно будете описывать возможности приложения, аудитории придется потратить много времени и усилий на изучение информации. Чем больше времени занимает онбординг, тем больше негативных эмоций испытывают пользователи.

В идеале слайдер должен включать не более трех экранов. Если вы вынуждены добавить больше, спроектируйте кнопку, которая позволит пропустить вводный инструктаж.

2. Отображение визуальных подсказок

Продуманный слайдер также должен содержать понятные визуальные подсказки, которые помогают пользователям взаимодействовать с кнопками и отслеживать свой прогресс. В неэффективном слайдере кнопки либо вообще отсутствуют, либо они слишком малы в качестве индикатора прогресса и их трудно разглядеть.

Не стоит использовать текстовые кнопки и индикаторы в виде точек, поскольку их можно не только пропустить, но и нажать на них будет сложнее. Вместо этого сделайте указанные элементы крупнее. Используйте широкие кнопки "Продолжить" для перехода к следующему слайду и заметные черточки для отображения прогресса. Заполняйте каждую из них цветом по мере продвижения пользователей вперед.

Индикаторы без кнопки — неэффективное решение. Сами по себе они не являются достаточно понятной визуальной подсказкой: в этом случае некоторым пользователям трудно понять, что перед ними слайдер, а также разобраться как перемещаться внутри него. Лучше использовать кнопку "Продолжить", чем ожидать, что люди будут вручную пролистывать каждый экран.

Минималистичный подход — использовать круглую кнопку со стрелкой в центре, вокруг которой расположены индикаторы прогресса. Такое решение сложнее реализовать, но оно выглядит очень аккуратно и позволяет аудитории сосредоточиться на тексте и изображениях.

3. Изображения как инструмент для демонстрации преимуществ продукта

Каждая функция, которую вы представляете, должна приносить пользователям пользу. Продемонстрируйте, какие преимущества они получат, с помощью качественных иконок, фотографий или иллюстраций.

Хотите рассказать про все важные функции на одном экране? Разместите их в виде списка и используйте большие иконки в качестве маркеров. Но если вы решили уделить внимание каждой из них, добавьте на все слайды иллюстрации или фотографии. Если первые создают веселую и дружелюбную атмосферу, то вторые — выглядят более человечно и вызывают эмоциональный отклик.

Вариант 2: Подсказки (коучмарк)

Один из главных недостатков слайдера состоит в том, что многие пользователи не могут запомнить прочитанное. Когда они заходят в приложение по окончании онбординга, им приходится вспоминать всю полученную информацию, чтобы эффективно использовать продукт.

Коучмарк — ряд обучающих оверлеев, которые позволяют рассказать людям о возможностях вашего приложения, не создавая повышенную когнитивную нагрузку. Пользователи могут читать подсказки по мере взаимодействия с интерфейсом. 

Обратитесь к этому подходу, если вы хотите удостовериться, что люди справятся со сложной задачей, которая имеет ключевое значение для их успешного взаимодействия с интерфейсом.

Такое решение уместно, когда для достижения цели пользователям нужно выполнить ряд шагов и в них сложно разобраться самостоятельно, но не подойдет для простых задач, с которыми они могут справиться без дополнительной помощи.

1. Чем меньше текста, тем лучше

Не добавляйте подсказки для каждого возможного действия внутри приложения. Используйте их лишь для одной или двух важных функций, без которых опыт взаимодействия был бы неполноценным.

Текста не должно быть слишком много. Старайтесь выбирать максимально лаконичные формулировки для каждой подсказки. Чем больше текста нужно прочитать пользователям, тем выше вероятность того, что они его проигнорируют.

2. Обучение на практике

Отображение цепочки подсказок до того, как пользователи начнут взаимодействовать с приложением, может увеличить когнитивную нагрузку. Когда справочная информация исчезнет, им придется вспомнить ее, чтобы выполнить ту или иную задачу.

Нет необходимости уделять внимание каждому элементу на экране. Показывайте подсказки только, если они уместны и помогают людям действовать. Так вы позволите пользователям учиться в процессе взаимодействия, а не загрузите их информацией заранее.

3. Инверсия цвета

Подсказки не должны сливаться с другими элементами интерфейса. В идеале это оверлеи, заметные на фоне остального контента.

Чтобы выделить их, используйте инверсию цвета. Например, темный текст на светлом фоне, если в интерфейсе используется светлый текст на темном фоне, и наоборот. Дополните их падающей тенью, чтобы эти элементы моментально притягивали взгляд.

Вариант 3: Персональная настройка

Если вы сразу запрашиваете у людей ту или иную информацию, это может отбить у них желание использовать приложение. Многим хочется сначала протестировать продукт, чтобы решить, стоит ли тратить на его дальнейшее изучение время и усилия. 

Однако иногда обеспечить оптимальный опыт взаимодействия просто невозможно без определенных данных. В этом случае следует выбрать такой вариант онбординга, как персональная настройка.

1. Неформальное общение

Персональная настройка меньше похожа на официальную форму, когда все надписи на экране и диалог с пользователем носят разговорный характер. В этом случае вероятность получить от людей ответы на вопросы возрастает.

Объясните, что эта информация поможет вам предоставить каждому человеку индивидуальный опыт, максимально отвечающий его потребностям. Люди перестанут сопротивляться и поделятся личными данными, когда поймут это.

2. Быстрый выбор

Когда с элементами управления не слишком удобно взаимодействовать, выбор правильных опций требует времени и усилий. Вы можете ускорить процесс онбординга, если будете использовать чипы вместо радиокнопок и чекбоксов. 

Кликнуть по чипу намного проще, поскольку этот элемент имеет большой размер и отступы. Внутри чипов можно располагать не только подписи, но и иконки, которые наглядно демонстрируют, о чем идет речь. В результате пользователи будут делать выбор быстрее и реже совершать ошибки.

Рекомендации по проектированию онбординга

1. Никогда не вставайте у пользователя на пути

Если процесс знакомства с приложением требует значительных усилий или времени, он только мешает пользователю. Когда человек хочет попробовать ваш продукт в деле, его просто нужно подтолкнуть в правильном направлении. 

Чрезмерное количество слайдов и текста — путь к неэффективному онбордингу. Убедитесь, что вы даете пользователям достаточно указаний, чтобы они начали работу, но не слишком много, чтобы помешать им.

2. Демонстрируйте четкие визуальные подсказки

По мере прохождения процесса онбординга пользователи взаимодействуют с элементами управления и отслеживают свой прогресс. Не забудьте добавить четкие визуальные подсказки, чтобы они понимали, какие кнопки нажимать и знали, где находятся. В противном случае люди будут чувствовать себя потерянными и сбитыми с толку.

3. Используйте привлекательные изображения

Изображения должны радовать пользователей и формировать у них благоприятное впечатление о вашем приложении. Используйте различные цвета и формы, чтобы сделать интерфейс максимально привлекательным. Иконки, иллюстрации и фотографии — выбирайте то, что лучше всего впишется в ваш проект.

Удержание пользователей

Многие исследования показывают, что с помощью тщательно продуманного процесса онбординга мы можем повысить коэффициент удержания пользователей. Вероятность того, что они останутся, возрастает, когда знакомство с приложением занимает менее минуты. Если времени требуется больше, это только расстраивает и разочаровывает аудиторию.

Чаще всего пользователи просто удаляют приложение, если не могут разобраться в нем. Однако если процесс онбординга включает приветствие и эффективное обучение, они, скорее всего, будут более благосклонны к такому продукту.

Теперь вы знаете, что онбординг не только помогает пользователям познакомиться с приложением, но и побуждает людей возвращаться снова и снова. В эпоху, когда новые приложения появляются каждый день, удержание пользователей имеет решающее значение для сохранения конкурентного преимущества на рынке.

Источник
и
:
arrow