Цвета — важный элемент не только дизайна, но и нашей жизни. Цветовые предпочтения отражают культурные изменения, происходящие в обществе, и эволюционируют вместе с ним. Сегодня мы поговорим о тренде на использование нейтральных и монохромных цветовых палитр в разных сферах, включая дизайн.
Правда ли, что наш мир теряет цвет? Каким бы странным ни казался этот вопрос, изучив цветовые решения, популярные в разных отраслях — от автомобилей и моды до бытовой электроники и архитектуры — вы увидите явную тенденцию к использованию монохромных палитр.
Яркие цвета постепенно исчезают, уступая место черному, белому и оттенкам серого.
Что же может быть причиной такого культурного сдвига? И как всё это связано с культом продуктивности и эффективности?
Как мир теряет цвет
Последние несколько десятилетий во многих отраслях наблюдается переход к более нейтральным цветам. В 2020 году исследователи из британской группы Музея науки проанализировали более 7 000 фотографий предметов повседневного обихода из своей коллекции, датируемых с 1800 года до наших дней.
Результаты оказались поразительными: начиная примерно с 1900 года, цветовая палитра становилась все более серой и менее разнообразной, причем эта тенденция прослеживается во многих отраслях.
Возьмем, к примеру, автомобильную промышленность. Ведущие поставщики красок, такие как Axalta и PPG Industries, в своих годовых отчетах постоянно отмечают повышенный спрос на белые, черные и серые автомобили. Белый цвет остается фаворитом во всем мире уже несколько лет подряд.
Аналогичные тенденции прослеживаются и в сфере потребительской электроники. Технологический гигант Apple, известный своим стильным эталонным дизайном, преимущественно выбирает для своих устройств нейтральные оттенки серого, серебристого и золотистого.
Мода тоже демонстрирует приверженность нейтральным тонам. Основные предметы гардероба, такие как костюмы и платья, чаще всего остаются черными, белыми и серыми — универсальная, нестареющая классика. Эти оттенки легко сочетаются с другими цветами и никогда не выходят из моды.
Однако наиболее явный сдвиг в сторону нейтральности заметен в архитектуре. Расцвет минимализма и модернизма привел к появлению большого числа зданий, оформленных в белых, серых и черных тонах, что резко контрастирует с красочным архитектурным ландшафтом прошлого.
В 1800-х и начале 1900-х годов архитектурная палитра отличалась разнообразием. Здания возводились из кирпича, камня, дерева, и каждое из них привносило свой уникальный оттенок в городской пейзаж. Кроме того, многие владельцы красили свои дома в яркие цвета.
Дом викторианской эпохи:
Современный дом:
Старые здания постепенно уступают место новым, отражающим современные вкусы. Популярные сегодня «нейтральные» строительные материалы — бетон, стекло, сталь — определяют облик городских пейзажей.
Виноват ли в этом минималистичный дизайн?
Социальные теории
Есть несколько социальных теорий, которые могут пролить свет на то, почему мы подсознательно стремимся к монохромности и как модернизация постепенно лишает наш мир яркости и характера.
Одна из таких теорий — «Макдональдизация» Джорджа Ритцера. Речь о растущей рационализации общества, в основе которой лежат следующие принципы:
- эффективность,
- просчитываемость,
- предсказуемость,
- контроль.
Другими словами, макдональдизированный мир — это мир, где уникальные особенности часто приносятся в жертву ради массового производства и стандартизации. Как объясняет Ритцер:
«Стремление к единообразию распространилось на архитектуру и дизайн. Теперь предпочтение отдается легко воспроизводимой, нейтральной эстетике, а не уникальному характеру. Вездесущие конструкции из стекла, бетона и стали — отражение этого сдвига».
- Эффективность: В приоритете оптимизация строительства и дизайна для достижения максимальной экономической эффективности и воспроизводимости. Яркие цвета, орнаменты и уникальные детали рассматриваются как нечто ненужное и устраняются для упрощения массового производства.
- Просчитываемость: Акцент на количественных аспектах, таких как площадь, сроки строительства и стоимость материалов, а не на качественных, таких как эстетика. Так проще оценить затраты и спрогнозировать прибыль.
- Предсказуемость: Массовое производство подразумевает использование шаблонных методов. Уникальные цвета заменяет привычная корпоративная эстетика с обилием серого, бежевого и белого.
- Контроль: Централизованный контроль над проектированием и строительством со стороны корпоративных сетей и монополий оставляет мало места для творчества. Цветовая палитра и материалы часто продиктованы сверху.
Это подтверждает и теория культурного империализма Джона Томлинсона, согласно которой «обесцвечивание» может рассматриваться как проявление культурных трансформаций, вызванных распространением западного культурного влияния.
Это процесс культурной утраты, а не культурной экспансии.
Культурный империализм — навязывание ценностей и образа жизни доминирующей культуры другим культурам, как правило, посредством экономического и политического влияния, а не силы. В современном контексте он часто ассоциируется с глобальным распространением западной культуры. Критики утверждают, что «американизация» других культур происходит через массовый экспорт американских медиа-брендов и образа жизни.
Мировой тренд на минимализм и нейтральные оттенки — отпечаток западной модернистской эстетики. Томлинсон рассматривает рост популярности «бесцветного» дизайна как проявление распространения западной культуры.
Последствия для дизайна
С точки зрения UX, нет более контрастного сочетания, чем черный + белый. Поэтому большинство текстов, которые вы видите, — это либо оттенки черного на белом/светлом фоне, либо оттенки белого на черном/темном фоне.
Мы часто встречаем минималистичный дизайн в цифровых продуктах, например, приложениях для повышения продуктивности, таких как Notion и Todoist. Многие дизайнеры экспериментируют с монохромными палитрами и типографикой, создавая оригинальные креативные интерфейсы.
По мере того, как нейтральные цвета набирают популярность, дизайнерам становится всё труднее создавать запоминающиеся работы, которые выделяются на общем фоне. Это создает среду, в которой дифференциация может потребовать выхода за рамки привычных цветовых схем и поиска инновационных форм, материалов, текстур, паттернов или способов взаимодействия.
С уменьшением цветового разнообразия также снижается эмоциональное воздействие дизайна. Цвета способны вызывать сильные эмоции и ассоциации: яркий красный привлекает внимание и будоражит, а прохладный голубой — успокаивает и вызывает доверие. Ограниченный выбор оттенков затрудняет установление связи с аудиторией.
Когда цвет перестает быть фактором дифференциации, акцент смещается в сторону функциональности, простоты и удобства для пользователя. Это ключевые элементы хорошего UX-дизайна, и в мире нейтральных цветовых решений они выходят на первый план.
В то же время переход к более монохромному дизайну может быть сопряжен с рядом проблем в области доступности. Мы должны обеспечить достаточную контрастность и разборчивость, что особенно важно для пользователей с нарушениями зрения. Ограниченная цветовая палитра может усложнить выполнение этих требований.
Еще одно следствие перемен — эволюция эстетических предпочтений. Со временем вкус пользователей меняется, они начинают отдавать предпочтение монохромным продуктам, что, в свою очередь, может повлиять на будущие тренды и еще сильнее закрепить доминирование нейтральных цветов.
Заключение
Хотя нейтральные оттенки становятся все более популярными в самых разных областях, цвет не исчезает полностью. Культурные предпочтения не статичны, они развиваются и трансформируются с течением времени.
Может быть, этот сдвиг отражает более глубокие изменения в обществе — от растущего культа эффективности и продуктивности до обезличивающего влияния глобализации.
А может, «обесцвечивание» окружающего мира — лишь временное колебание маятника дизайн-трендов, реакция на стремительно меняющийся мир, и со временем мы станем свидетелями возрождения ярких цветовых палитр. В любом случае, цвета — отражение коллективной культуры и тех настроений, которые преобладают в обществе в конкретный момент времени, и они эволюционируют вместе с ним.
Спасибо за внимание!