Как дизайнеры добиваются максимального эффекта минимальными средствами.
Дизайнеры часто фокусируются на визуальных проблемах, пытаясь быстро найти подходящие решения. Однако самые первые идеи обычно не отличаются простотой.
Процесс генерации идей наиболее эффективен, когда вы даете своему разуму разгуляться и откладываете суждения и оценки на потом. Но как только у вас появится возможность обдумать и доработать свои идеи, проверить, какие из них достойны внимания, а какие — мусор, вы захотите превратить «да» и «может быть» в самые эффективные решения из возможных, прежде чем доводить какое-либо из них до идеала.
У дизайнеров есть возможность доносить до людей большой объем информации минимальными средствами, но не стоит воспринимать это как должное. Пример безупречно простого визуального сторителлинга — постер Роджера Кастела 1975 года к фильму “Челюсти”. Рассмотрим его подробнее.
Вероятнее всего, вы помните это изображение: обнаженная женщина плывет в спокойном море, в то время как большая белая акула, оскалив свои острые как лезвия зубы, приближается к ней. Простой заголовок, написанный кроваво-красными массивными буквами, завершает сцену. Эта композиция воздействует на зрителя тематически, тонально и эмоционально при помощи всего пяти визуальных элементов: женщина, акула, море, небо и название.
Как и в случае с любой другой хорошей афишей фильма (или обложкой книги), взглянув на этот постер, вы мгновенно понимаете, о чем будет история, и у вас возникает желание посмотреть (или прочитать) ее.
«Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать» — Антуан де Сент-Экзюпери
Чтобы достичь простоты, нужно многократно пересматривать свои решения
Чтобы достичь простоты, необходимо использовать навыки как дедуктивного, так и редуктивного мышления, анализируя решения и убирая лишнее до тех пор, пока вы не сможете донести идею самым простым способом.
В визуальном дизайне это означает отказ от избыточных деталей, а в работе над продуктами или услугами — отказ от необязательных шагов или процессов. Если вам приходится объяснять значение своего дизайна, скорее всего, такое решение потерпит неудачу.
История редизайна карты лондонского метро — отличный пример, который демонстрирует, как упрощение делает дизайн более понятным и удобным.
Первоначальная версия карты, созданная в 1908 году, включала множество лишних деталей. Реки, деревья, водоемы — все это располагалось между железнодорожными станциями и загромождало карту. Хотя такое представление было аутентичным (с географической точки зрения), оно доставляло пассажирам неудобства.
В начале 1930-х годов английский технический чертежник (часто его называют “покровителем метро”) Генри Чарльз Бек предпринял попытку пересмотреть излишне подробную карту. Он руководствовался довольно простой теорией: единственное, что нужно знать пассажирам — где садиться и где выходить. Им все равно, что происходит на поверхности, они просто хотят добраться из пункта А в пункт Б.
Бек сосредоточился только на станциях и маршрутах, упростив линии железных дорог до трех направлений: вертикального, горизонтального и диагонального. Все ненужные детали были устранены. Карта больше не была географически точной, но теперь люди стали действительно понимать и использовать ее. С момента выпуска в 1933 году карта практически не изменилась и до сих пор применяется в том же виде.
«Простота заключается в том, чтобы убрать очевидное и добавить необходимое» – Джон Маеда
Упрощение
Как правило, чем проще дизайн, тем легче людям его использовать. Особенно, если он кажется им знакомым.
Это одна из основных причин, почему Google разработал свою систему Material Design — библиотеку визуальных компонентов и рекомендации по ее применению. Главная цель состояла в том, чтобы помочь дизайнерам интерфейсов по всему миру создавать понятные и знакомые продукты. Дизайн-системы, такие как Material Design или Apple Human Interface Guidelines, позволяют использовать готовые элементы (и шаблоны) для проектирования и разработки продуктов, вместо того, чтобы каждый раз заново изобретать велосипед. Они постоянно пересматриваются, помогая нам расти и развиваться.
Но концепция стандартизации библиотек дизайна не нова.
Работа немецкого промышленного дизайнера Дитера Рамса оказала большое влияние на целое поколение современных дизайнеров, которые ценят простую эстетику. Рамс считал, что дизайн должен подчеркивать основные функции продукта, а не затмевать их. Работая в компании Braun, Рамс создал минималистичный визуальный язык для всех продуктов бренда, который отражал его мантру: «Простота — ключ к совершенству».
В частности, Рамса беспокоило разнообразие стилей и цветов в дизайне большинства продуктов, разработанных его современниками в 1970-х годах. Он принимает простое решение покрасить кнопку “=” на своем знаменитом калькуляторе Braun ET66 в желтый цвет, оставив все остальные элементы черными и коричневыми.
«Дизайн не должен доминировать над вещами и людьми», — говорил он. «Вместо этого он должен помогать людям». За счет простого, сдержанного дизайна Рамс делал продукты более эстетически привлекательными и заметными, не добавляя множество новых цветов.
Влияние идей Рамса заметно в работах Джони Айва — бывшего главного дизайнера Apple — iPhone, MacBook и т. д. Без Дитера Рамса продукты, которые мы используем сегодня, вероятно, выглядели бы совсем иначе и были бы более сложными.
Индекс простоты
Каждый год компания Siegel+Gale публикует Индекс простоты — рейтинг брендов с наименее сложным опытом, также известный как «Самые простые бренды в мире». Согласно статистике на их веб-сайте: «С 2009 года портфель акций самых простых брендов из нашей десятки лучших превзошел основные индексы на 679%».
Сложно игнорировать такие данные.
Индекс простоты показывает, что люди склонны рекомендовать другим и платить больше за бренды с простым опытом взаимодействия. И это неудивительно.
Компании, чаще всего занимающие верхние строчки рейтинга — Google, Amazon, Netflix и другие — пример того что простота и удобство способствуют повышению популярности, удовлетворенности пользователей и лояльности к бренду, а также производительности и окупаемости инвестиций. Столь же верно и обратное: плохой сложный дизайн может уничтожить бренд и оттолкнуть клиентов.
Цель дизайнеров — создавать понятные, простые продукты, которые не вызывают у людей дополнительных вопросов. Вашу работу можно считать по-настоящему успешной, если в процессе взаимодействия пользователи говорят: “Мне все понятно”.
Так что будьте проще 😉.