Единственный путь развития искусства и дизайна — поиск вдохновения в других видах искусства, иногда разных стран и культур.
Художественное направление укиё-э оказало серьезное влияние как на японское, так и на западное искусство, которое окружает нас сегодня.
Зародившись в 17 веке в Японии, оно проделало впечатляющий путь до современного западного искусства и дизайна. Из статьи вы узнаете, как появилось укиё-э и какие цели преследовало это известное во всем мире направление.
Мы рассмотрим основные характеристики укиё-э, известных представителей этого жанра, а также узнаем, каким образом некоторые бренды используют его в своих проектах, чтобы создавать уникальные и запоминающиеся дизайны.
Что такое укиё-э?
Укиё-э — вид ксилографии и живописи, возникший в 17 веке в Японии. Представители нового художественного стиля отошли от традиционного гиперреализма, к которому стремились многие художники того времени.
Изображения были минималистичными: простые линейные рисунки мастерски заполнялись яркими цветами. Этот контраст между незамысловатыми иллюстрациями и смелыми драматичными оттенками позволяет оживить плоский, двухмерный дизайн.
Вместо того, чтобы заполнять пространство отвлекающими внимание деталями, художники укиё-э фокусируются на одном предмете и подчеркивают его продуманными линиями и цветами, выделяя на естественном красивом фоне. Хотя существует множество вариаций, именно эти компоненты определяют указанный жанр и отличают его от других форм изобразительного искусства.
Ключевые особенности укиё-э
- Смелые заметные линии
- Эффектные формы
- Чистые цвета
- Художественное кадрирование фигур
- Яркие, смелые оттенки
- Отражение обыденных вещей и ситуаций
- Большое внимание уделяется природе
- Масштабный фон с зачастую ассиметричным расположением главного героя (или нескольких) или фокусной точки произведения
Укиё-э сквозь десятилетия
Укиё-э уходит корнями в период Нара (646-794), однако оно полностью сформировалось лишь в 1603 году. А в период Эдо (1603-1867 годы), один из последних периодов традиционной Японии, начался настоящий расцвет этого художественного направления.
Период Эдо — спокойное для Японии время: политика была стабильной, экономика процветала, происходил переход к городской культуре, а население росло.
Буржуазия быстро научилась извлекать выгоду из экономической свободы: произведения искусства укиё-э оказались в центре внимания в домах по всей Японии. Минималистичные изображения культурных событий, повседневной жизни и природы уже пользовались популярностью у состоятельных людей, но теперь и все остальные смогли позволить себе такие работы.
Укиё-э, что дословно означает “образы изменчивого мира”, отражало образ жизни и занятия буржуазии. Под “изменчивым миром” понимались городские кварталы публичных домов и театров Кабуки. Это направление стало своего рода попыткой прокомментировать разгульный образ жизни новой элиты, одновременно завоевав популярность у ее представителей.
Со временем центральное место в работах стали занимать изображения людей. Особым успехом пользовались портреты гейш и куртизанок (женщин легкого поведения). Эти произведения искусства служили коммерческим интересам — женское тело и его красоту эксплуатировали в рекламе одежды, а также использовали для ублажения зрителей мужского пола и продвижения стандартов красоты.
В конце концов, осознав, насколько эффективна реклама с использованием таких изображений, их стали применять для продвижения театральных постановок, коллекционных предметов и сувениров. Акцент сместился в сторону более ярких цветов — с их помощью изображали эксцентричный макияж и драматический язык тела.
Гравюры с театром Кабуки — одно из самых заметных проявлений этого жанра. Они представляли собой новый оригинальный способ популяризации театральной культуры и особенно нравились недавно разбогатевшим купцам.
Помимо изображений гейш и театра, встречались также исторические сюжеты: они несколько отличались от остальных работ, поскольку были чрезвычайно детализированными и экстравагантными. Произведения обычно включали пейзажи или “весенние картинки” (эротические изображения), хотя эти формы и были менее популярны, чем традиционные гравюры. Такие работы требовали больше времени. Они демонстрируют, какой широкий диапазон решений может предложить укиё-э.
Известные мастера укиё-э
Один из самых популярных художников и граверов периода Эдо — Кацусика Хокусай. Он известен как ведущий эксперт по китайской живописи в Японии и создатель одной из самых известных серий гравюр в стиле укиё-э: “36 видов Фудзи”. В нее входит знаменитая картина “Большая волна в Канагаве”, которая широко используется и сегодня.
Одна из самых популярных гравюр в стиле укиё-э. Она демонстрирует смелую цветовую палитру и продуманные линии, которые являются отличительными признаками этого художественного направления, Met Museum
О Тосюсай Сяраку (активная деятельность в 1794-1795 годах) известно немногое, даже даты рождения и смерти указываются приблизительно, однако его гравюры с изображением актеров Кабуки остаются невероятно популярными. А ведь именно с изображений актеров и начался расцвет укиё-э.
В отличие от Сяраку, Утагава Хиросигэ (1797-1858) сосредоточился на создании пейзажей. Среди его самых заметных работ: “Пятьдесят три станции Токайдо”, серия горизонтальных пейзажей, изображающих заснеженную станцию (один из них мы приводили ранее), и “Сто знаменитых видов Эдо”. Его называют последним великим художником, который следовал истинным традициям укиё-э.
Конечно, есть сотни других художников, достойных внимания. В число наиболее влиятельных и, возможно, самых успешных представителей направления входит Утагава Кунисада III (1786-1865). Он последовательно совершенствовал свой стиль, чтобы удовлетворить потребности рынка, и создал более 20 000 произведений.
Также стоит изучить работы Цукиока Ёситоси (1839-1892), признанного последним великим мастером ксилографии и живописи в стиле укиё-э. Его работы можно назвать поистине инновационными.
И, наконец, Кобаяси Киётика (1847-1915), чьи работы отражают стремительную модернизацию и вестернизацию Японии в период Мэйдзи. Он использует игру света и тени, kōsen-ga, вдохновленную художественными техниками западных мастеров. Его работа — это мост между традиционной японской ксилографией и вестернизированными гравюрами.
Стиль укиё-э и его влияние на западную культуру
Стиль укиё-э был представлен западному миру на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1867 году. С тех пор японское искусство продолжало оказывать влияние на западные произведения, и в конце концов для обозначения популярности и влияния японского искусства был придуман термин "японизм".
Когда западный мир познакомился с укиё-э, многие известные художники, такие как Ван Гог, Боннар, Кассатт, Моне и другие, вдохновились и начали использовать эти техники в своих работах.
Одним из наиболее показательных примеров влияния укиё-э является творчество Ван Гога. Когда он узнал об этом художественном направлении, это полностью изменило траекторию его карьеры. Эмиль Бернар, друг Ван Гога, начал добавлять в свои картины большие участки простых цветов с яркими контурами, и в итоге Ван Гог вдохновился и последовал его примеру. Использование техник укиё-э во многом определяет наследие Ван Гога и выделяет его работы среди произведений многих других западных художников.
Многие художники были заворожены асимметричными композициями и особенностями построения пространства и начали интегрировать эти черты в свои собственные работы. Именно западные заимствования сделали дизайн таким, какой он есть сегодня.
Хотя произведения в стиле укиё-э служили тем же целям, что и западное искусство, они все же сильно отличались от того, к чему стремился и продолжает стремиться западный мир. Вместо гиперреализма здесь мы видим минималистичные линии, плоские асимметричные изображения и яркие, но простые цветовые сочетания, которые полностью отражают городскую Японию и культуру ее ночной жизни.
Хотя в современном искусстве преобладают экспрессионизм, детализация и сюрреализм, яркие цветовые схемы и фокусировка на объекте сохраняются как результат влияния укиё-э.
Разработка уникального фирменного стиля с использованием укиё-э
Укиё-э включает множество аспектов, которые можно использовать, чтобы привнести что-то новое в мир графического дизайна. Это один из способов выделиться из толпы и сделать свои маркетинговые и рекламные кампании более простыми, традиционными и одновременно смелыми.
Некоторые дизайнеры обращаются к знаковым для японского искусства природным ландшафтам, как, например, Stephen., который делает центральным элементом логотипа гору Фудзи, обозначив ее толстыми штрихами. Другие же дизайнеры черпают вдохновение в волнах, пытаясь вызвать ассоциации со знаменитым произведением Хокусая “Большая волна в Канагаве”.
В современном брендинге также нашла отражение идея активного использования женских образов. Работы hanifimawan и leargamar — примеры проектов, центральным элементом которых стали изображения женщин.
Какое будущее ждет укиё-э?
Стиль укиё-э по-прежнему актуален в мире дизайна. Помимо того, что благодаря ему появились многие современные техники (чего мы зачастую даже не осознаем), он продолжает активно развиваться.
Он оказывает влияние не только на графический дизайн, но и на маркетинг. Мы можем увидеть соответствующие приемы, а также яркие упрощенные изображения природы и людей в дизайне логотипов, постеров, рекламных объявлений и упаковки. Укиё-э — универсальный стиль, который подойдет практически любому бренду.