Как использовать F и Z паттерны для создания визуальной иерархии в дизайне главной страницы.
Иногда дизайны создаются тщательно и с большой осторожностью, иногда бессистемно и почти бессознательно. Каждый раз, независимо от того, намеренно это происходит или нет, проектируя что-либо — мы создаем визуальную иерархию. Ключевым аспектом является знание того, как управлять этой иерархией для достижения наших целей. Особенно, когда дело касается чего-то настолько важного, как главная страница. Как это сделать? Задайте себе три важных вопроса:
- Куда изначально сфокусируется взгляд пользователя?
- Что повлияет на то, как будет двигаться их взгляд и куда дальше сдвинется их фокус?
- Можем ли мы разработать наши страницы так, чтобы контролировать их фокус и направлять их к нашей цели?
Существует несколько инструментов и теорий, которые могут помочь:
- найти ответы на поставленные вопросы;
- разработать главную страницу с продуманной визуальной иерархией, которая приведет ваших пользователей прямиком к кнопке CTA (призыва к действию) и заставит их действовать.
Один из таких важных инструментов — айтрекинг (технология отслеживания движения глаз), который позволяет выяснить: каким образом люди воспринимают страницу — как печатную, так и в Интернете. Особенно важно это понимать, когда речь заходит о главной странице.
Вот тут и вступают на сцену паттерны движения глаз.
1. Айтрекинг: посмотрите, куда они смотрят
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64df58ce28ab95409bc89294_61151b1l4.webp)
Айтрекинг, как область изучения, появился на свет в 1980-х годах. Но наблюдения за тем, как глаз движется по странице, велись еще в 1800-х годах. Возможно вы полагаете, что чтение заключается в плавном перемещении глаз по странице. Однако, по мнению историков, Луи Эмиль Жаваль первым заметил, что чтение состоит из ряда фиксаций и движений, которые позволяют нам фокусироваться на точке, с последующим быстрым перемещением к следующей точке фокусировки.
Возникает логичный вопрос: каким образом происходит выбор этой точки, на которой пользователь фокусирует свое внимание? И как принимается решение о выборе следующей точки, на которую переносится фокус?
Эти вопросы легли в основу более чем вековых исследований в области айтрекинга. Несмотря на то, что в в процессе поиска был достигнут значительный прогресс, сегодня они до сих пор остаются не до конца раскрытыми.
2. F-паттерн
Выводы Nielsen Norman Group, собранные в различных статьях, остаются, пожалуй, наиболее цитируемыми и полезными ресурсами в сообществе дизайнеров. Главный из их выводов, представленный в этом докладе, описывает теперь уже очень популярный F-паттерн:
- Сначала пользователи читают горизонтальным движением, обычно проходясь взглядом по верхней части контентной области. Этот начальный элемент формирует верхнюю линию буквы F.
- Затем немного смещаются вниз по странице, после чего читают вторым горизонтальным движением, затрагивая более короткую область контента, в отличии от предыдущего движения. Этот дополнительный элемент формирует среднюю линию буквы F.
- Наконец, пользователи сканируют левую сторону содержимого вертикальным движением. Этот последний элемент формирует ножку буквы F.
Следующие тепловые карты демонстрируют F-паттерн:
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64df58d8c6434ad814a4cfd4_61151bffDq_3lnlIaBg.webp)
При отсутствии элементов, намеренно размещенных с целью привлечения внимания пользователей к ним, F-паттерн описывает способ перемещения взгляда человека по странице, плотно заполненной текстом. Поэтому данный способ наиболее применим для постов в блоге и страниц с результатами поиска.
Важно отметить, что в поисках чего-то интересного или релевантного (соответствующего запросу), пользователи начинают сканировать страницу с левого верхнего угла, а затем спускаются вниз по странице. Соответственно, если контент страницы состоит из текста, а ваша задача — привлечь внимание пользователей к какому-то определенному элементу — поместите его в верхнем левом углу. Так вы будете уверены, что этот элемент получит то внимание, которого он заслуживает.
Стоит также упомянуть, что F-паттерн не обязательно должен следовать традиционной букве "F" с двумя горизонтальными линиями. Чтобы продемонстрировать на примере, что я имеею ввиду, взглядните на главную страницу Fleetmatic, где показаны три линии (логотип, заголовок, CTA):
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64df58e2018df1e246e92727_61151bdAZ58pIbo.webp)
3. Z-паттерн
Страницы, которые менее информативны или, как пишет Джерри Цао, "проигрывают в организации", имеют тенденцию вызывать движение глаз, похожее на букву "Z". Подобный Z-паттерн имеет много схожих характеристик, присущих F-паттерну. Но, как утверждает господин Цао, в таких случаях "где простота является приоритетом, а призыв к действию — главной целью", вместо буквы "F" уместнее будет использовать “Z”.
Зачастую бывает необходимо, чтобы на главной странице сайта лишь один элемент притягивал внимание пользователей и побуждал их к действию. Поэтому для дизайна главной страницы рекомендуется использовать Z-паттерн, который идеально подойдет для таких целей.
По словам Брэндона Джонса, преимущество Z-паттерна заключается в том, что если вы разместите кнопку CTA вдоль Z-пути, то пользователь не сможет обойти ее стороной, что в результате приведет к большей конверсии (процент потенциальных пользователей, которые совершили целевое действие).
Посмотрите на главную страницу Offerpop и на то, как применен Z-паттерн, для привлечения большего внимания к форме и:
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64df58ed6f095d86593f0c42_61151c0AyqwN80.webp)
Приведенные выше примеры показывают, каким образом можно эффективно использовать F- и Z-паттерны для главной страницы сайта. Обратите внимание, что основной элемент главной страницы (в первом примере — CTA, во втором примере — форма) размещается вдоль пути, по которому будет проходить взгляд пользователя, при чтении страницы.
Для увеличения конверсии используйте следующие принципы:
- Размещайте наиболее важные компоненты по естественному пути взгляда пользователей;
- Проведите небольшую оптимизацию лендинга.
Иногда этот естественный путь точно вписывается в F или Z-паттерн, но в основе стратегии лежит использование визуальной иерархии для руководства людьми.
4. Визуальная иерархия — ключ к хорошему дизайну
Как F-, так и Z-паттерны очень хорошо изучены и используются дизайнерами для создания страниц в Интернете. Чрезвычайно полезное знание, которое стоит иметь ввиду — при отсутствии какой-либо намеренно созданной визуальной иерархии взгляд пользователей будет следовать этим паттернам.
Задача дизайна заключается в том, чтобы направлять пользователей к желаемым целям. Несомненно, F и Z-паттерны являются мощными помощниками в достижении поставленной задачи, но еще более мощный инструмент — создание визуальной иерархии.
В отличие от F- и Z-образных страниц, приведенных выше, давайте рассмотрим другой пример:
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64df58fc72493dbb44cca387_61151bff322baTc0.webp)
Когда ты впервые смотришь на эту страницу, куда падает твой взгляд?
- Лицо женщины?
- Желтый ценник?
- Гарантия возврата денег?
- Форма?
- Рисунок в правом нижнем углу?
Каждый из элементов данной страницы был разработан с целью привлечения как можно большего внимания, однако это возымело обратный эффект — ни один из элементов не фокусирует на себе внимание. Это похоже на попытку поговорить с кем-то в комнате, полной людей, каждый из которых кричит на вас. С таким количеством отвлекающих факторов, страница не может сфокусировать ваше внимание на единственной цели — получить "бесплатный отчет о SEO-аудите".
Обратите внимание на отсутствие визуальной иерархии — она не следует ни шаблону F, ни шаблону Z, что усложняет конверсию. Подумайте об этом: если бы вы пришли на эту страницу, вы бы нажали на кнопку? Можете ли вы понять, что предлагает вам сайт и сколько времени вам потребовалось на то, чтобы это выяснить?
Что бы вы сделали, чтобы исправить визуальную иерархию и общий макет?
5. Белое пространство
В своем посте на WordStream Фахад Мухаммад объясняет, каким образом белое пространство может помочь в создании эффективной визуальной иерархии:
"Все элементы заслуживают заметного места на вашей странице, поскольку именно баланс между этими элементами помогает убедить посетителя превратиться в клиента... С помощью белого пространства вы можете установить визуальную иерархию, диктующую, какой элемент пользователи должны увидеть в первую очередь и какой элемент должен следовать вторым. Пространство белого цвета является причиной, почему посетители сначала посмотрят на ваш заголовок, затем перейдут к тексту, затем - к форме и, наконец, к кнопке призыва к действию. Пространство белого цвета дает вам возможность обеспечить связь между каждым элементом страницы, позволяя Вам направлять посетителей через страницу".
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64df59088ccc30bf9288e3fd_61151bff462U0.webp)
На главной странице Lyft для регистрации водителей каждое предложение сопровождается огромным белым фоном, который позволяет фокусировать взгляд пользователей на данном элементе.
Страница с четкой визуальной иерархией будет конвертироваться с гораздо большей скоростью, потому что пользователи, пришедшие на вашу страницу будут точно знать, где искать то, что необходимо и вам, и им.
Заключение
Дизайн — это сочетание искусства и науки. Рассмотрим последний пример, демонстрирующий как айтрекинг, визуальная иерархия и психология человека позволяют направить внимание пользователей на те элементы, которые, по вашему мнению, этого достойны:
![](https://cdn.prod.website-files.com/60a35497ea15cf45782248b1/64df591411e5d664425d65cd_61151c007JWrOIE.webp)
Вы можете заметить, что вышеприведенные тепловые карты для одной и той же страницы, различаются только фотографией ребенка:
- Слева — малыш смотрит прямо на вас, а самая горячая часть тепловой карты находится на его лице;
- Справа — малыш смотрит на заголовок, что позволяет сместить наш взгляд с лица ребенка на заголовок и текст.
Второй вариант будет более эффективным при проведении A/B тестирования, поскольку внимание посетителей фокусируется на наиболее важных элементах страницы. Люди автоматически хотят смотреть туда, куда смотрят другие люди. С помощью направления взгляда ребенка в сторону заголовка с текстом, мы контролируем взгляд посетителей и направляем его к нашему предложению.
Важно не только понимать правила, но также внимательно и ответственно подходить к выбору содержания текста и изображений. Для правильного структурирования страницы важно не только использовать F- и Z-паттерны, которые безусловно являются полезными инструментами, но и применять истинную силу дизайна — создание визуальной иерархии, чтобы направить людей к самым важным частям вашей страницы. Возьмите под контроль свои проекты и используйте их для достижения своих целей — вы будете рады, что сделали это.