Визуальное и пространственное мышление: почему в дизайне важно и то, и другое

Когнитивные различия в командах, процессах и культурах открывают перед нами замечательные возможности и позволяют добиваться максимальных результатов.

Источник: Pexels

На прошлой неделе я присутствовала на увлекательной дискуссии, посвященной статье доктора Темпла Грандина «Великие умы не думают одинаково» в журнале Harvard Business Review. Содержание статьи застало меня врасплох: в ней рассматривались два разных типа мышления — Пространственники и Визуалы. Обсуждение заставило группу задуматься о том, к какому из них мы себя относим и как это влияет на нашу работу и взаимодействие с другими людьми.

Итак, что же такое визуальное и пространственное мышление?

Впервые об этом различии заговорили в 1983 году, когда американский психолог Говард Гарднер представил теорию множественного интеллекта в своей книге «Структура разума». Эти когнитивные особенности не только определяют, как человек воспринимает окружающую среду, но и влияют на его подход к решению проблем, предпочтения в обучении и даже карьерный путь.

  • Визуалы обладают способностью визуализировать образы, символы, объекты и локации, превращая абстрактные концепции в мысленные картины.
  • Пространственники, напротив, абстрактно понимают положение объектов, их формы и расстояния между ними. Они здорово умеют работать с картами, диаграммами и отлично ориентируются в пространстве.

Итак, к какой категории относитесь вы? Представьте, что вам нужно спроектировать дашборд и разместить в нем определенную информацию. Как ваш мозг решит эту задачу?

Конечно, вы можете ответить: «Всё зависит от ситуации». Но хотя формы мышления пересекаются, особенно в таких сферах, как дизайн, их основные принципы и области применения различаются: визуалы часто преуспевают в наглядном представлении идей, а пространственники — в создании абстрактных концепций.

Вот в чем дело: в UX нам нужны обе эти суперспособности

Как UX-дизайнер, я определенно являюсь визуалом. Если я веду машину и при этом слушаю аудиокнигу, я могу пропустить свой поворот, потому что я «вижу» сюжет, он разворачивается в моей голове как кино (не волнуйтесь, я не создаю опасных ситуаций на дороге!). На работе, получив новую задачу, я сразу представляю, как будет выглядеть решение. У меня возникает желание тут же набросать его на бумаге или в Figma и посмотреть, сработает ли оно. Мне трудно абстрактно думать о дизайне, не видя его перед собой. В то же время, когда у меня есть изображение, я могу быстро выявить закономерности и несоответствия. Так уж устроен мой мозг 🧠.

Как сделать работу команды эффективнее

Узнав о существовании различных типов мышления, я начала анализировать себя, своих коллег, организацию команд и наши методы работы. Вот к каким выводам я пришла:

1) Когнитивное разнообразие может улучшить наши результаты

Мне посчастливилось работать с людьми, обладающими как пространственным, так и визуальным мышлением. И те, и другие имеют свои уникальные сильные стороны. Какая бы задача передо мной ни стояла, я знаю, к кому обратиться за советом. Например, если мне нужно продумать сложную информационную архитектуру, я обращусь к пространственнику. А если я хочу получить совет, какой лейаут лучше выбрать для организации контента, я пойду к визуалу. Когнитивное разнообразие позволяет командам рассматривать проблемы под разными углами и быстрее находить решения.

2) Чтобы разнообразие дало свои плоды, наши процессы должны быть инклюзивными

Узнав об этой концепции, я задумалась о своих продакт-менеджерах. До пандемии мы часто собирались с некоторыми из них перед доской и разрабатывали стратегию, делая наброски. Но были также и менеджеры, которым это не нравилось. Они позволяли мне сделать наброски в одиночку, но при этом брали на себя составление подробной документации с предысторией, требованиями, ограничениями и т.д. Оба подхода имели свои плюсы и минусы, но неизменно показывали высокие результаты.

Пандемия отняла у нас доски, и без них письменная документация стала стандартным подходом для всех менеджеров проектов. В результате визуалы остались не у дел, теперь они не могут реализовать свой потенциал в полной мере.

Если мы хотим использовать сильные стороны всех сотрудников, мы должны позаботиться о том, чтобы наши процессы были адаптивными и позволяли людям решать задачи теми способами, которые им подходят. Универсальных подходов не существует, поскольку, помимо когнитивных различий, есть и другие факторы, определяющие эффективность процесса, такие как масштаб проекта, местоположение команды, сроки, зрелость продукта и т.д.

Среди моих продакт-менеджеров были как пространственники, так и визуалы. Они, использовали разные методы, чтобы донести до меня требования к дизайну, и оба способа были одинаково эффективны

3) Тип мышления можно учитывать при приеме на работу

На собеседованиях мы чаще всего обсуждаем навыки, способности, опыт работы, учитываем особенности проекта и культурное соответствие. Однако я никогда не слышала об оценке типа мышления и потенциального влияния этого фактора на команду. Если мы заранее выясним, как кандидат обрабатывает информацию и решает проблемы, мы получим ценные инсайты о том, какую пользу он может принести команде.

4) Мы можем упростить процесс обучения

То, как человек обрабатывает информацию, в значительной степени влияет на то, как он учится. VARK — аббревиатура, обозначающая четыре наиболее распространенных стиля обучения. Эта модель была разработана Нилом Флемингом в 1987 году. В ее основе лежит идея о том, что студенты по-разному запоминают и обрабатывают информацию и имеют «предпочтительные режимы обучения»:

  • Визуалы (Visual) — предпочитают зрительный способ восприятия: изображения, видео, диаграммы.
  • Аудиалы (Auditory) — предпочитают воспринимать информацию на слух: лекции, дискуссии, музыка.
  • Кинестетики (Kinesthetic) — обучаются через активные действия, движения и эксперименты.
  • Вербалы (Reading/Writing) — предпочитают текстовый формат (списки, учебники) и любят делать записи.

Если мы усовершенствуем методы проведения тренингов, онбординга и т.д., мы поможем новым сотрудникам быстрее освоиться и получить более глубокие знания по теме.

5) Необходимо учитывать типы мышления при распределении ресурсов

Визуальное и пространственное мышление дают уникальные преимущества. Визуалы обладают чувством прекрасного, они лучше распознают закономерности и могут превращать отдельные детали в целостные изображения. Пространственники способны мысленно манипулировать трехмерными объектами и устанавливать абстрактные связи.

Проблемы возникают, когда перед визуалами ставятся абстрактные задачи, а пространственников просят перенести свои идеи в визуальную плоскость. 

Учитывая когнитивные различия, а также опыт и сильные стороны сотрудников, менеджеры могут эффективнее распределять ресурсы команды. Иногда полезно сохранять определенную гибкость и перенаправлять их в зависимости от задачи, которую нужно решить, или объединять в проектах специалистов с визуальным и пространственным мышлением для взаимной поддержки.

Заключение

Эта тема побудила меня сделать паузу и задуматься о том, какие мы разные и уникальные. Давайте признаем существование когнитивного разнообразия и начнем инвестировать в разработку процессов, учитывающих разные типы мышления, и формировать команды, которые будут использовать их в своих интересах. Ведь когда мы по-настоящему ценим все типы мышления, мы раскрываем беспрецедентный потенциал для роста, творчества и успеха.

Источник:
Medium
arrow