Разберем ключевые концепции удобства использования и ответим на основные вопросы: Что такое юзабилити? Как, когда и где ее улучшить? Почему вам должно быть до этого дело?
Эту статью следует передать своему начальнику или любому другому человеку, у которого не так много времени, но необходимо знать основные факты юзабилити.
1. Что — определение юзабилити
Юзабилити — это качественный атрибут, который оценивает, насколько просты в использовании пользовательские интерфейсы. Слово "юзабилити" также относится к методам улучшения простоты использования в процессе проектирования.
Юзабилити определяется 5-ю качественными составляющими:
Легкость освоения: Насколько легко пользователям выполнять основные задачи при первом знакомстве с дизайном?
Эффективность: Как быстро пользователи смогут выполнять задачи после того, как изучат дизайн?
Запоминаемость: После того, как пользователи долгое время не взаимодействовали с дизайном, легко ли им будет вспомнить навыки по работе с интерфейсом?
Ошибки:
- Сколько ошибок допускают пользователи?
- Насколько серьезны эти ошибки?
- Как легко пользователи могут их исправить?
Удовлетворение: Насколько приятно использовать дизайн?
Существует множество других важных качественных характеристик. Ключевой среди них является утилита, которая отвечает за функциональность дизайна. Другими словами, дизайн должен соответствовать потребностям пользователям.
Юзабилити и утилита одинаково важны, поскольку именно в совокупности определяют удобство и функциональность дизайна. Одно без другого не может существовать:
- Не имеет значения насколько прост и удобен в использовании дизайн, если он не выполняет нужных вам функций;
- Точно так же не имеют значения возможности системы, если пользовательский интерфейс слишком сложный и вам не удается в нем разобраться.
Для изучения утилиты можно использовать те же методы исследования пользователей, которые улучшают юзабилити.
Определение утилиты = предоставляет ли она необходимые вам функции.
Определение юзабилити = насколько легко и приятно использовать эти функции.
Определение полезного (эффективного дизайна) = юзабилити + утилита
2. Почему юзабилити важна
Юзабилити — необходимое условие для выживания в интернете. Обратите внимание на следующую закономерность:
- Если сайт трудно использовать — люди уходят;
- Если на главной странице четко не указано, что предлагает компания и что пользователи могут делать на сайте — люди уходят;
- Если пользователи теряются на сайте — они уходят;
- Если информация на сайте трудно читаема или не отвечает на ключевые вопросы пользователей — они уходят.
Пользователи не будут тратить свое время на чтение руководства по работе с веб-сайтом. Если для того, чтобы разобраться в интерфейсе придется прилагать сверхусилия (например, читать руководство), то пользователь просто уйдет, поскольку существует множество других сайтов, где будет все легко и понятно.
Первый закон электронной коммерции заключается в том, что, если пользователи не могут найти продукт, они также не могут его купить.
Для интрасетей юзабилити — это вопрос производительности сотрудников. Время — деньги. Время, потраченное пользователями на то, что они теряются в вашей интрасети или на обработку сложных инструкций — это деньги, потраченные на оплату работы, которая не была выполнена.
Современные передовые практики требуют тратить около 10% бюджета дизайн-проекта на удобство использования. В среднем, это более чем удвоит желаемые показатели качества веб-сайта (с оценкой улучшения 2,6) и значительно увеличит показатели качества интрасети. Что касается программного обеспечения и физических продуктов, улучшения, как правило, меньше — но все же существенны — если вы придаете особое значение юзабилити в процессе дизайна.
Чтобы сократить бюджет вдвое и увеличить количество транзакций, выполняемых сотрудниками в час, необходимо удвоить юзабилити в проектах по дизайну в интрасети.
В случае с внешним дизайном удвоение юзабилити обеспечивает двукратный рост иных факторов:
- Объем продаж;
- Число зарегистрированных пользователей или потенциальных клиентов;
- Любой другой KPI, который мотивирует ваш дизайн-проект.
3. Как улучшить юзабилити
Существует множество методов изучения юзабилити, но самый простой и полезный — это пользовательское тестирование, которое состоит из трех компонентов:
- Найдите несколько репрезентативных пользователей, например клиентов сайта электронной коммерции или сотрудников интрасети (в последнем случае они должны работать вне вашего отдела).
- Попросите пользователей выполнить репрезентативные задачи с дизайном.
- Наблюдайте за тем, что делают пользователи, где они добиваются успеха, а где у них возникают трудности с пользовательским интерфейсом. Другими словами: отойдите и не мешайте; дайте пользователям самим разобраться.
Важно проводить индивидуальное тестирование пользователей, в котором они должны решать любые задачи самостоятельно. Если вы поможете им с решением какой-либо задачи или направите их внимание на какую-то определенную часть экрана, то результаты теста будут испорчены.
Для выявления наиболее важных проблемы юзабилити дизайна, достаточно протестировать 5 пользователей. Используйте доступные ресурсы, чтобы провести много небольших тестов вместо проведения одного, но большого и дорогостоящего исследования. Это позволит вам сравнивать версии дизайна между собой и исправлять недостатки юзабилити по мере их выявления. Итеративный дизайн (циклический метод проектирования) — лучший способ повысить качество взаимодействия с пользователем. Суть итеративного дизайна в следующем: чем больше версий и идей интерфейса вы протестируете с пользователями, тем лучше.
Тестирование фокус-групп — плохой способ оценки юзабилити дизайна, поскольку опирается на то, что говорят люди, а это может вводить в заблуждение. Для эффективной оценки дизайна необходимо внимательно наблюдать (а не слушать) за отдельными пользователями при выполнении ими задач с помощью пользовательского интерфейса.
4. Когда работать над юзабилити
Юзабилити играет важную роль на каждом этапе процесса проектирования. Потребность в многократных исследованиях — одна из причин, по которой я рекомендую делать индивидуальные исследования быстрыми и дешевыми. Вот основные шаги:
- Перед тем, как приступить к новому дизайну, протестируйте старый дизайн, чтобы определить хорошие составляющие, которые вы должны сохранить или подчеркнуть, и плохие, которые доставляют неудобства пользователям.
- Если вы не работаете в интрасети, протестируйте проекты своих конкурентов, чтобы получить дешевые данные по ряду альтернативных интерфейсов, которые имеют функции, аналогичные вашим собственным. (Если вы работаете в интрасети, прочтите ежегодник по дизайну интрасети, чтобы узнать о других проектах.)
- Проведите полевое исследование, чтобы увидеть, как пользователи ведут себя в естественной среде обитания.
- Сделайте бумажные прототипы одной или нескольких новых дизайнерских идей и протестируйте их. Чем меньше времени вы потратите на эти дизайнерские идеи, тем лучше, потому что вам нужно будет изменить их все на основе результатов тестов.
- Уточняйте дизайнерские идеи, которые лучше всего проверяются с помощью нескольких итераций, постепенно переходя от прототипов с низкой точностью к презентациям дизайна с высокой точностью, которые демонстрируются на компьютере. Проверяйте каждую итерацию.
- Проверьте дизайн на соответствие установленным руководствам по юзабилити, будь то ваши собственные исследования или опубликованные исследования.
- Как только вы определитесь с окончательным дизайном и реализуете его, протестируйте его снова. Во время реализации всегда возникают мелкие проблемы с удобством использования.
Проводите пользовательское тестирование до тех пор, пока не получите полностью реализованный дизайн. Если не тестировать дизайн на каждом этапе разработки, то в конечном счете будет невозможно исправить большинство критических проблем юзабилити, поскольку многие из них имеют структурный характер, и для устранения этих проблем потребуется серьезная перестройка архитектуры всего сайта.
Единственный способ обеспечить высокое качество взаимодействия с пользователем — это начинать пользовательское тестирование на ранней стадии процесса проектирования и продолжать тестирование на каждом этапе.
5. Где проводить тестирование
Если вы проводите хотя бы одно исследование пользователей в неделю, стоит создать специальную лабораторию юзабилити. Однако большинство компаний используют для таких целей конференц-залы или офисы, при условии, что никто их не отвлекает во время проведения тестирования. В таких исследованиях самое важное, что вы сидите и наблюдаете за реальными пользователями, пока они используют дизайн в реальном времени. Единственное, что вам понадобится — блокнот.