Введение
Дизайнера в первую очередь характеризует его портфолио. Клиенту или будущему работодателю не так важно, с кем вы работали, сколько, как работали, то есть нужно показать, что и почему вы сделали для той или иной компании. К тому же портфолио куда лучше иллюстрирует ваши умения и образ мысли, чем любой рассказ о себе.
В этом лонгриде мы подробно рассмотрим процесс создания портфолио, ведь в современном мире визуальное впечатление имеет решающее значение. Что добавлять в портфолио, а что нет, как оформлять и где продвигать, ответы на эти вопросы вы узнаете далее.
И не переживайте, если вы новичок в мире UX/UI-дизайна, у вас будет возможность выделиться благодаря качественному и грамотному портфолио. Лучше его сразу делать правильно и не тратить время на «переделки».
Что такое портфолио дизайнера
Раньше под словом портфолио подразумевался набор работ любого специалиста, но сегодня значение данного понятия существенно изменилось.
Теперь портфолио — важнейший инструмент для демонстрации профессионального уровня, стиля и творческого потенциала в целом.
Именно поэтому дизайнеры так серьезно подходят к отбору тех самых проектов, которые добавят в свое портфолио. Ведь важнее качество и разнообразие, чем количество.
Шаг 1. Определите цель и целевую аудиторию
Давайте рассмотрим самые важные аспекты, которые будут определять содержание вашего портфолио.
Цель:
Целевая аудитория:
Вам нужно определить цель и ЦА вашего портфолио, а уже потом отбирать для него релевантные проекты и демонстрировать нужные навыки. Так дизайнеру, претендующему на должность в продукте, нет смысла добавлять в портфолио плакаты или лендинги инфо-продуктов.
Дополнительно такой подход к наполнению портфолио облегчит процесс оценки ваших работ со стороны потенциальных клиентов и работодателей, плюс покажет вас как системного специалиста.
Шаг 2. Выбираем площадку для размещения портфолио
Есть большое количество онлайн-платформ, на которых вы можете создать и опубликовать свое портфолио. Мы рассмотрим 3 самых популярных, обсудим их преимущества и недостатки, чтобы вы смогли выбрать в итоге именно ту площадку, которая будет соответствовать вашим целям.
Behance
Одна из самых крупных и известных платформ, где демонстрируют свои творческие работы веб-дизайнеры, графические дизайнеры, иллюстраторы и др. специалисты.
Плюсы:
- Большая аудитория. На Behance миллионы пользователей, и это не только дизайнеры, но и рекрутеры, клиенты и работодатели.
- Зарубежные заказчики. Именно здесь вы сможете получить предложение о сотрудничестве от зарубежных клиентов и начать выходить на международный рынок.
- Удобный редактор. На этой платформе интуитивно понятный редактор, который позволяет добавлять теги, описания, да и в целом быстро оформлять работы.
- Интеграция с Adobe Creative Cloud. Для тех, кто использует инструменты Adobe, есть возможность легкого импорта из Adobe Creative Cloud на Behance.
Минусы:
- Большая конкуренция. Так преимущество становится недостатком. Большое количество пользователей означает и большую конкуренцию, а значит выделиться среди огромного количества коллег будет сложнее.
- Ограничения бесплатного аккаунта. Часть функций доступна только для платных подписчиков.
Behance выбирают дизайнеры, которые планируют работать с клиентами по всему миру. Кстати, кейсы рекомендуется делать на латинице.
Dribbble
Данная платформа специализируется на кратких иллюстрациях и скриншотах различных проектов, популярна среди креативных специалистов, разработчиков и дизайнеров.
Плюсы:
- Визуал высокого уровня. Акцент Dribbble сделан на визуальных элементах, поэтому вы сможете показать свои работы и навыки в уникальном формате.
- Сообщество. Здесь пользователи активно взаимодействуют друг с другом: делятся мнением, получают фидбэк и просто общаются.
Минусы:
- Особенность формата. На Dribbble вы не продемонстрируете полный и объемный проект.
- Ограниченная возможность поиска. Площадка ориентирована только на визуальный контент, а это затрудняет поиск конкретных проектов и навыков у дизайнеров.
- Дополнение. Очень часто аккаунт на Dribbble становится дополнением к Behance или сайту-портфолио. Сюда выкладывают шоты, а на других ресурсах — комплексные кейсы.
Dribbble подойдет дизайнерам, которые специализируется на визуальных элементах или хотят делиться краткими иллюстрациями из своих работ.
Dprofile
Dprofile — отечественный продукт импортозамещения, который активно набирает аудиторию и растет. Его называют «русским аналогом Behance».
Плюсы:
- Баллы. Здесь целая система, из которой складывается индивидуальный рейтинг дизайнера. Она учитывает всё: от наград самой площадки до каждой оценки и каждого подписчика.
- Рейтинг. Награды Dprofile учитывает рейтинг Рунета для агентств.
- Инструменты. Понятный интерфейс, имеется функция быстрого экспорта проектов с Behance или Dribbble. Также довольно гибкие настройки проектов, можно добавлять фото, блоки текста и ссылки, регулировать фон и расстояния.
- Кириллица. На площадке представлены шрифты компании Paratype, которые поддерживают русский язык. Их вы можете использовать для оформления проектов.
Минусы:
- Русский язык. Площадка заточена под рынок РФ и СНГ. Проекты на кириллице ценятся тут больше, но это не значит, что у латиницы совсем нет шансов.
Dprofile — выбор дизайнеров, которым важно комьюнити и постоянное развитие. Вокруг площадки огромное количество чатов, различных онлайн или офлайн-лекций. К тому же награды там получить проще, чем на Behance. Проекты предпочтительнее выкладывать на кириллице.
Шаг 3. Создаем сайт-портфолио
О личном сайте-портфолио мы говорим после площадок для дизайнеров просто потому, что для него у вас уже должно быть достаточно крупное портфолио.
Личный сайт-портфолио станет вашей виртуальной визиткой, в которой вы будете с нуля создавать визуальное представление своих работ, опираясь на свой индивидуальный стиль.
Сайт-портфолио имеет несколько преимуществ в сравнении с онлайн-площадками, именно они привлекают веб-дизайнеров с уже имеющимся бэкграундом.
Для чего нужен сайт-портфолио:
Шаги по созданию сайта-портфолио
Сейчас же подробно разберем самые базовые вещи, которые необходимо продумать заранее, еще до создания своего сайта:
Советы по созданию сайта-портфолио
Запомните главное: ваш сайт — это ваше виденье. Здесь вы реально можете использовать любые креативные решения, потому что заказчиком становитесь вы.
Хотите фестивальный проект? Дерзайте! Мы же дадим несколько советов, которые помогут вам помнить о самых важных составляющих и не утонуть в буйстве идей.
Создание собственного сайта-портфолио, с одной стороны, позволяет попробовать все, что вы хотели, но заказчики не соглашались на слишком оригинальные и инновационные идеи, а с другой стороны, долгий и сложный проект способен выкачать вас под ноль и замылить глаз. Поэтому перед созданием такого сайта максимально точно пропишите, чтобы вам хотелось увидеть в результате, и будьте готовы потратить достаточно времени и усилий. Но в любом случае, эта работа — настоящая инвестиция в ваше профессиональное будущее!
Шаг 4. Готовим кейсы
Кейсы — подробное описание вашего проекта. Они помогают понять будущим клиентам и потенциальным работодателям ваши скилы, умение решать задачи и профессиональный подход в целом.
Выберите работы для портфолио
В идеале это должны быть ваши лучшие работы, которые отражают как ваш стиль и специализацию, так и навыки.
Добавляйте отличные друг от друга проекты, чтобы показать, что умеете работать над разнообразными задачами. Например, это могут быть кейсы корпоративных сайтов в разной стилистике или, наоборот, разные проекты: интернет-магазин, корпоративный сайт и мобильное приложение.
Выбирайте проекты с яркими и необычными визуальными решениями.
Принципы создания кейсов
Как мы уже отмечали ранее, кейс — это не просто галочка, что вы сделали такой-то дизайн, это способ продемонстрировать ваши профессиональные умения. И помимо вкуса, насмотренности и умения работы с визуалом, вы должны показать свою креативность и навык решения задач.
В кейсе должны быть:
1. Описание задачи
Укажите задачу, которую вам поставил заказчик или проблему, которую важно было решить.
2. Процесс работы
Покажите этапы работы над проектом, включая разработку концепта, исследование и тестирование.
3. Результаты
Также вы можете не просто показать готовый интерфейс, но и указать метрики успеха, фидбэк от клиента или пользователей.
Шаг 5. Поддерживайте актуальность портфолио
Итак, вы создали портфолио, нашли или сменили работу и благополучно о нем забыли. Не делайте так! Регулярное обновление портфолио важно для вашего развития как дизайнера:
- Вам может понадобиться портфолио для участия в конкурсе, поиска новых клиентов и выхода на новый уровень. В таком случае вам придется в спешке готовить кейсы, жертвуя эффектностью визуала и качеством. Поэтому, приучайте себя к системности: сделали проект, оформите кейс и добавьте в портфолио.
- Именно портфолио отражает ваш прогресс, рост навыков и уровень мастерства. А продемонстрировать все это могут только новые работы.
- Актуальное портфолио помогает оставаться конкурентоспособным на рынке, ведь оно показывает, что вы используете последние тренды и технологии в дизайне.
Советы по актуализации портфолио:
Заключение
Создание, а потом и поддержание портфолио — важные шаги для профессиональной карьеры дизайнера. В этом лонгриде мы с вами поговорили о том, как определить ЦА будущего портфолио, как выбрать площадку и какие кейсы публиковать.
Качественное и актуализированное портфолио не только продает вас на вашем текущем уровне навыков и умений, но и помогает расширить аудиторию, привлечь внимание коллег и потенциальных работодателей.
Далее мы поговорим с вами о том, как должен выглядеть хороший кейс дизайнера в 2024 году. Наш арт-директор, Евгений Кузьмин, проанализировал более 300 лучших кейсов с Behance, чтобы дать вам краткую и четкую выжимку по подготовке кейса. Не пропустите!