Введение
Типографика играет важнейшую роль в чтении. Однако за долгое время этот вид искусства эволюционировал и вышел за рамки просто донесения информации через текст. Типографика адаптируется к цифровому миру. Далее мы рассмотрим базовые принципы типографики, ее особенности в веб-дизайне и плакатах, а также разберем примеры, когда шрифт становится частью композиции.
Базовые принципы типографики
Если мы обратимся к основам типографики, которые закладывались со времен позднего средневековья, то увидим, что за многие века они не так уж и изменились.
Основные принципы, которые необходимо соблюдать для достижения хорошей типографической композиции:
1. Типографическая иерархия
Типографическая иерархия информации показывает читателю, на чем следует сосредоточиться — какая информация наиболее важна, а какая просто поддерживает основные положения.
2. Выключка по левой стороне
Так как в большинстве языков чтение осуществляется слева направо, то глаз всегда возвращается к левому краю, поэтому, для удобства читателя, нужно располагать его на одном уровне.
3. Текст всегда набирается одним шрифтом
Текст всегда набирается одним шрифтом (одинакового начертания и размера). Если используются два шрифта, то необходимо избегать слишком похожих начертаний.
4. Соблюдайте пробелы
Соблюдайте пробелы в верстке, определенные золотым правилом. Поля необходимы для эстетического баланса между черным цветом текста и белым цветом бумаги. Дайте странице «дышать» и никогда не располагайте текст слишком близко к ее краю.
5. Пробелы и межбуквенный интервал
Следует обращать внимание на пробелы и межбуквенный интервал. В противном случае это приведет к неприглядным эффектам, например, коридорам или рекам.
Типографика в плакатах и веб-дизайне
Однако современные веб-сайты и приложения не выглядят как книги. Они больше похожи на плакаты. Плакаты всегда использовали более выразительные визуальные образы, чем книги. На многих из них текст выполняет не только смысловую функцию, но и визуальную — он является частью композиции.
Отдельного упоминания заслуживает леттеринг, или искусство написания букв. В данном стиле сами слова и буквы выступают в качестве иллюстрации. Каждая из таких надписей уникальна, часто символы рисуются вручную, что сближает эту технику с каллиграфией.
Соответственно, в плакатах и веб-дизайне иерархия выстраивается по отличным от книжного текста принципам:
1. Размер
Это первое, к чему обращаются дизайнеры, когда пытаются создать типографскую иерархию. И не зря. Он быстро и легко распознается читателями. Больше — важнее, меньше — менее важно.
2. Толщина
Сделать шрифт жирнее или тоньше — еще один понятный способ создания иерархии, который легко распознается даже недизайнерами.
3. Цвет
Цвет часто игнорируют как способ создания иерархии, но это отличный вариант. Даже использование более светлых и более темных оттенков одного цвета может создать четкую иерархию. Создание большего контраста между шрифтом и его фоном также может добавить типографской иерархии.
4. Контраст размеров, толщин и стилей
Помимо контраста цветов, контраст между различными размерами, толщиной и стилями шрифта также является ключевым фактором для создания типографской иерархии.
5. Использование заглавных букв
Использование заглавных букв для наиболее важной информации поможет быстро отличать ее от остального текста.
6. Расположение и выравнивание
Позиционирование заголовков и подзаголовков, а также другого текста, которые дизайнер хочет выделить, может сильно повлиять на то, как текст располагается в иерархии. Например, выравнивание по центру, как правило, заставляет информацию выделяться. Размещение текста за пределами обычных полей страницы также может сделать его более заметным в иерархии страницы.
Шрифт и композиция
Шрифтовая композиция — это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих элементов текстового пространства, из которых составляется композиция.
Принципами построения изобразительно-шрифтовой композиции являются:
- Единство шрифта и изображения — буквы в своем написании несут единое с изображением выразительно-стилевое начало.
- Читаемость — плохо читаемые шрифты можно использовать лишь для создания спецэффектов.
- Уместность.
- Гармоничность — непродуманное смешение шрифтов приводит к дисгармонии и ощущению хаоса.
- Акцент может быть достигнут за счет контраста.
- Главный композиционный элемент — сам шрифт и его написание.
Художественное использование тесного слияния шрифта с изображением уходит глубоко в древность и носит название каллиграмма, или фигурные стихи. Симмий Родосский был одним из первых приверженцев данного стиля. Древнегреческий поэт писал стихи в форме секиры, яйца и крыльев.
Это в некотором роде графическая игра, заставляющая текст ложиться в рамки очертания рисунка и своим расположением создавать иллюстрацию.
Таким образом, в данном жанре типографика используется для передачи эмоций и усиления смысла. Она диктует, как мы воспринимаем и понимаем информацию.
Примеры
В современном дизайне и искусстве шрифт часто используется как часть композиции. Существует ряд основных приемов, к которым прибегают дизайнеры:
Искажение форм
Текст изгибается дугой, искажается в перспективе, «рябит». За счет этого создается 3D-эффект, который привлекает внимание. Такой прием часто используют для анонса выставок и выступлений.
Гиперболизация
Этот прием создает эффект объемности и значимости.
Инверсия цвета и формы
При пересечении друг с другом элементы меняют цвет.
Фигурная типографика
Слова выстроены в форме фигур, которые они отражают, тем самым усиливая сообщение.
Леттеринг
Управляемый хаос
Смешение стилей, шрифтов и форм.
Заключение
Взяв на вооружение актуальные тенденции типографики, вы не только сможете сделать контент более интересным и приятным для чтения, но и усилите эффект вашего сообщения для аудитории.