Бесплатная школа UX/UI-дизайна с наставником

Шрифт как часть композиции

Автор статьи:
,

Введение

Типографика играет важнейшую роль в чтении. Однако за долгое время этот вид искусства эволюционировал и вышел за рамки просто донесения информации через текст. Типографика адаптируется к цифровому миру. Далее мы рассмотрим базовые принципы типографики, ее особенности в веб-дизайне и плакатах, а также разберем примеры, когда шрифт становится частью композиции.

Базовые принципы типографики

Если мы обратимся к основам типографики, которые закладывались со времен позднего средневековья, то увидим, что за многие века они не так уж и изменились.

Библия Иоганна Гутенберга. Середина XV в.
Библия. Современное издание

Основные принципы, которые необходимо соблюдать для достижения хорошей типографической композиции:

1. Типографическая иерархия

Типографическая иерархия информации показывает читателю, на чем следует сосредоточиться — какая информация наиболее важна, а какая просто поддерживает основные положения.

2. Выключка по левой стороне

Так как в большинстве языков чтение осуществляется слева направо, то глаз всегда возвращается к левому краю, поэтому, для удобства читателя, нужно располагать его на одном уровне.

3. Текст всегда набирается одним шрифтом

Текст всегда набирается одним шрифтом (одинакового начертания и размера). Если используются два шрифта, то необходимо избегать слишком похожих начертаний.

4. Соблюдайте пробелы

Соблюдайте пробелы в верстке, определенные золотым правилом. Поля необходимы для эстетического баланса между черным цветом текста и белым цветом бумаги. Дайте странице «дышать» и никогда не располагайте текст слишком близко к ее краю.

5. Пробелы и межбуквенный интервал

Следует обращать внимание на пробелы и межбуквенный интервал. В противном случае это приведет к неприглядным эффектам, например, коридорам или рекам.

Типографика в плакатах и веб-дизайне

Однако современные веб-сайты и приложения не выглядят как книги. Они больше похожи на плакаты. Плакаты всегда использовали более выразительные визуальные образы, чем книги. На многих из них текст выполняет не только смысловую функцию, но и визуальную — он является частью композиции.

Плакат Александра Родченко, 1924 г.

Отдельного упоминания заслуживает леттеринг, или искусство написания букв. В данном стиле сами слова и буквы выступают в качестве иллюстрации. Каждая из таких надписей уникальна, часто символы рисуются вручную, что сближает эту технику с каллиграфией.

Постер фильма «Ромовый дневник»

Соответственно, в плакатах и веб-дизайне иерархия выстраивается по отличным от книжного текста принципам:

1. Размер

Это первое, к чему обращаются дизайнеры, когда пытаются создать типографскую иерархию. И не зря. Он быстро и легко распознается читателями. Больше — важнее, меньше — менее важно.

Алекс Руденко. Студент школы UPROCK

2. Толщина

Сделать шрифт жирнее или тоньше — еще один понятный способ создания иерархии, который легко распознается даже недизайнерами.

Полина Вишнякова. Студентка школы UPROCK

3. Цвет

Цвет часто игнорируют как способ создания иерархии, но это отличный вариант. Даже использование более светлых и более темных оттенков одного цвета может создать четкую иерархию. Создание большего контраста между шрифтом и его фоном также может добавить типографской иерархии.

Ольга Ивочкина. Студентка школы UPROCK

4. Контраст размеров, толщин и стилей

Помимо контраста цветов, контраст между различными размерами, толщиной и стилями шрифта также является ключевым фактором для создания типографской иерархии.

Елизавета Шахова. Студентка школы UPROCK

5. Использование заглавных букв

Использование заглавных букв для наиболее важной информации поможет быстро отличать ее от остального текста.

Сергей Елпин. Студент школы UPROCK

6. Расположение и выравнивание

Позиционирование заголовков и подзаголовков, а также другого текста, которые дизайнер хочет выделить, может сильно повлиять на то, как текст располагается в иерархии. Например, выравнивание по центру, как правило, заставляет информацию выделяться. Размещение текста за пределами обычных полей страницы также может сделать его более заметным в иерархии страницы.

Регина Исмагилова. Студентка школы UPROCK

Шрифт и композиция

Шрифтовая композиция — это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих элементов текстового пространства, из которых составляется композиция.
Екатерина Иванова. Студентка школы UPROCK

Принципами построения изобразительно-шрифтовой композиции являются:

  • Единство шрифта и изображения — буквы в своем написании несут единое с изображением выразительно-стилевое начало.
  • Читаемость — плохо читаемые шрифты можно использовать лишь для создания спецэффектов.
  • Уместность.
  • Гармоничность — непродуманное смешение шрифтов приводит к дисгармонии и ощущению хаоса.
  • Акцент может быть достигнут за счет контраста.
  • Главный композиционный элемент — сам шрифт и его написание.

Художественное использование тесного слияния шрифта с изображением уходит глубоко в древность и носит название каллиграмма, или фигурные стихи. Симмий Родосский был одним из первых приверженцев данного стиля. Древнегреческий поэт писал стихи в форме секиры, яйца и крыльев.

Симмий Родосский. Крылья

Это в некотором роде графическая игра, заставляющая текст ложиться в рамки очертания рисунка и своим расположением создавать иллюстрацию.

Каллиграммы французского поэта Гийома Аполлинера

Таким образом, в данном жанре типографика используется для передачи эмоций и усиления смысла. Она диктует, как мы воспринимаем и понимаем информацию.

Примеры

В современном дизайне и искусстве шрифт часто используется как часть композиции. Существует ряд основных приемов, к которым прибегают дизайнеры:

Искажение форм

Текст изгибается дугой, искажается в перспективе, «рябит». За счет этого создается 3D-эффект, который привлекает внимание. Такой прием часто используют для анонса выставок и выступлений.

Томас Кудерк и Клемент Воше. Плакат джазового фестиваля

Гиперболизация

Этот прием создает эффект объемности и значимости.

Автор Роман Постовой

Инверсия цвета и формы

При пересечении друг с другом элементы меняют цвет.

Константин Koлокольников. Студент школы UPROCK

Фигурная типографика

Слова выстроены в форме фигур, которые они отражают, тем самым усиливая сообщение.

Виктор Арес. Плакат Photoshop

Леттеринг

Анна Рольская. Меловой леттеринг в интерьере

Управляемый хаос

Смешение стилей, шрифтов и форм.

Мария Николаева. Студентка школы UPROCK

Заключение

Взяв на вооружение актуальные тенденции типографики, вы не только сможете сделать контент более интересным и приятным для чтения, но и усилите эффект вашего сообщения для аудитории.

Бесплатный учебник по UX/UI‑дизайну
Все лонгриды