Черная пятница в UPROCK!

Стили в веб-дизайне

Автор статьи:
,

Вступление

Стиль в веб-дизайне подразумевает набор определенных цветовых решений, шрифтов, композиционных приемов. Использование стиля может помочь сохранить последовательность информации и визуальную ясность. При разработке дизайна продукта важен правильно подобранный визуальный стиль, ассоциирующийся с ним.

Рассмотрим часто встречающиеся стили в веб-дизайне:

01
Скевоморфизм
02
Флэт (плоский) и Метро
03
Минимализм
04
Брутализм
05
Полигональный
06
Гранж

Ниже разберем примеры стилей, применимые на практике.

Предпосылки возникновения стилей в веб-дизайне

В 1990 году были созданы первые веб-сайты со структурой HTML. Они состояли только из заголовков и простых абзацев. Только в конце 1990-х годов, при введении CSS, удалось отделить стиль от контента. А уже в середине 1990-х годов были применены табличные структуры, доступные каскадные таблицы стилей (CSS) и стили элементов дизайна в HTML-коде, такие как цвет, макет и типографика.

Веб-сайт Warner Bros' Space Jam, шедевр 1996 года, с использованием табличной структуры.

Да, именно начало 1990 г. можно считать “пиком популярности” веб-дизайна. В 1990-х годах с появлением CSS,  можно было стилизовать изображение. Таким образом внимание из контента плавно уходило в презентацию, в визуальную часть веб-сайта.

С улучшением подачи визуальной части интерфейса начали прослеживаться некоторые тенденции в веб-дизайне. Популярным трендом в 2000-х стал “трехмерный дизайн” (3D). Обычно веб-сайты с “трехмерным дизайном” включали в себя кнопки с закругленными краями и градиентом для создания 3D-эффекта.

Тенденции менялись довольно быстро и с ними стили в интерфейсе. Происходил переход от “объемного” к “плоскому” дизайну.

Apple и пример скевоморфизма

Скевоморфизм — это стиль в дизайне, суть которого заключается в том, чтобы придавать объектам реалистичности. Например, работать с их формами и видами: добавлять свет, блики, текстуры или тени, одним словом — внедрять эффекты из реальной жизни в дизайн интерфейса.

В начале 2000-х скевоморфизм обрел известность и стал популярным направлением. Компания Apple одна из первых стала использовать этот стиль в своих продуктах, он был в значительной степени популяризирован программными интерфейсами Apple.

Долгое время все программное обеспечение компании Apple было построено вокруг одного общего дизайнерского принципа — скевоморфизма. В какой-то мере он был визитной карточкой дизайна Apple, вплоть до 2013 года.

Главным недостатком этого стиля была ограниченность. Ведь создание иконок к очередному обновлению программного обеспечения было затруднительно. Интерфейс выглядел несовременным и вычурным.

Плоский дизайн (Flat-дизайн)

В 2013 году скевоморфизм полностью был заменен плоским дизайном. Плоский дизайн стал противоположностью скевоморфизма. Microsoft, и Apple стали пионерами перехода к плоскому дизайну. Microsoft сделал это через Windows Media Center, и Apple перешел на iOS 7.

Выделим основные принципы:
  • Отсутствие двухмерной иллюстрации. Все элементы обычно отображаются на одной плоскости. Такие эффекты, как сложные тени, 3D, текстуры, градиенты и другие, в этом случае отсутствуют;
  • Использование цветовых контрастов. Цвет будет единственным инструментом, который дает возможность выделить нужные объекты при помощи контрастов;
  • Акцент на типографике. Шрифты без засечек, а также стандартные размеры заголовков и основного текста, без нововведений;
  • Сокращение времени загрузки. Экономное потребление трафика.

Плоский дизайн — это минималистичный подход к дизайну пользовательского интерфейса, который призван оптимизировать сложный дизайн. При выборе дизайна следует провести исследование, чтобы выяснить, чего хотят ваши пользователи, и не полагаться на какой-либо стандартный подход к дизайну пользовательского интерфейса.

Материальный дизайн (Material design)

В 2014 году компания Google представила собственный стиль для унификации приложений и платформы Google и Android. Материальный дизайн соединяет в себе и элементы скевоморфизма (тени, трехмерность) и плоского дизайна (яркие цветовые оттенки, геометрические формы, минимализм). В нем присутствует анимация и лаконичность, именно поэтому он очень удобен и понятен пользователям.

«Мы поставили себе цель создать визуальный язык для пользователей, который объединит классические принципы хорошего дизайна с возможностями науки и технологий».

Дизайнеры Google составили свод правил, где описана современная 3D-среда, слои, объекты, их свойства, составы и поведение.

Тактильные поверхности. Сам «материал» можно сравнить с твердой, негибкой цветной бумагой, поэтому слои не проходят сквозь друг друга, не сгибаются и занимают разные точки в пространстве.

В 3D-пространстве у каждого слоя свои координаты по оси x, y и z. Подробнее рассмотрели на примере ниже. Благодаря этому подходу пользователи быстро отличают главные элементы от второстепенных, что делает интерфейс простым и доступным.

Тени и цвет. Для того, чтобы создать тень, необходимо работать с источниками света: рассеянным и направленным. Рассеянный свет освещает поверхность слоя плавно и равномерно, в то время как направленный свет дает яркую и резкую тень, которую отлично видно при движении. Тени демонстрируют глубину элементов, направление движения и границ.

Также дизайнеры Google предлагают яркие цветовые палитры, в которых около 500 оттенков. Их можно использовать как основные цвета, так и второстепенные. Рекомендуем выбирать 3 оттенка из одной палитры, как основные, и один оттенок из другой палитры, в качестве акцента. Его можно использовать для ссылок, кнопок, ползунков.

В 2015-2016 годах принципы и основные элементы материального дизайна стали востребованы во всем мире. Чаще все использовались следующие эффекты: объемное пространство, интерактивные элементы и анимация.

Минимализм

Минимализм — стиль в дизайне, который характеризуется лаконичностью, простотой, точностью и ясностью композиции. Он помогает показать интерфейс и его особенности простым путем. При создании веб-сайта в минимализме обычно используется не более трех цветов.

Характеристики минимализма:
  • плоские текстуры: отсутствие трехмерных элементов;
  • приглушенные и монохромные цвета;
  • использование негативного пространства (пустое место вокруг элементов сайта, которое улучшает восприятие и облегчает контент).

Начиная с середины 2000-х годов в веб-интерфейсах стали появляться отголоски минималистского художественного движения. Google часто считают основоположником минималистичных веб-интерфейсов.

Если обратить внимание на такие корпорации, как Microsoft и Apple, можно заметить, что они всегда отдают предпочтение минималистичному дизайну. Минимализм хорошо воспринимается пользователями, однако использовать его нужно осторожно, чтобы не навредить основной цели — помочь посетителям сайта выполнить необходимые задачи.

Брутализм

Сайты в стиле брутализма стали наиболее популярными примерно с 2014 года. «Брутализм» — от французского «beton brut», переводится как «необработанный бетон». Впервые этот термин для описания цифрового дизайна стал использовать соучредитель креативного агентства Freundliche Grüsse — Паскаль Девиль. Он создал brutalistwebsites.com для того, чтобы каталогизировать явление брутализма.

https://brutalistwebsites.com/

Кэрри Казинс в своей статье о веб-брутализме выделяет дизайнерские характеристики стиля:
  • зачастую основной цвет черный или белый, отсутствие текстуры и любых затемнений;
  • отказ от таких дизайнерских решений, как игры с тенью, градиентами или паттернами;
  • единый шрифт для всех страниц;
  • использование отдельных элементов, которые не сгруппированы в блоки;
  • отсутствие четкой иерархии;
  • наличие элементов, которые выглядят таким образом, будто случайно оказались здесь;
  • все элементы в аналоговом стиле;
  • присутствие асимметрии;
  • отсутствие анимации и грамотной цветовой палитры, частое использование красного и зеленого;
  • дизайн может выглядеть так, будто содержит визуальные ошибки;
  • изображения или отсутствуют, или выполнены в черно-белых тонах.

Полигональный стиль

Полигональный стиль в веб-дизайне – отличный способ редизайна существующего сайта. Такой стиль помогает качественно обновить продукт и привлечь новых пользователей — тех, которых до этого ваш сайт не привлекал. Он используется для графических изображений, добавляя им простые и оригинальные эффекты, а также для сайтов и приложений, как самостоятельное направление.

Характеристики стиля:
  • минимальное количество текста;
  • контраст между полигональной фигурой и фоном;
  • достижение “эффекта глубины и объема” при помощи слоистого расположения элементов дизайна.

Преимущества полигонального стиля

01
Лаконичность
Это помогает стать ближе к пользователю, сегодня уже необязательно разрабатывать сложные композиционные решения.
02
Универсальность
Полигональный стиль хорошо подходит для создания сайтов любого формата, как для интернет-магазина, так и для информационного веб-ресурса.
03
Область применения
Полигональный стиль подойдет для создания мобильных приложений, сайтов и других веб-ресурсов любой сложности. 

Гранж

Гранж — это стиль, где нет четких границ. Его особенно ценят люди с творческим складом ума и слегка бунтарским духом. В веб-дизайне гранж стал особенно распространен после популярного стиля web 2.0, как некий протест гармоничным градиентам и четким формам.

Характерные особенности гранжа:
  • эффект потертой или рваной бумаги;
  • присутствие небрежных фраз, пятен, рукописных элементов;
  • искаженные графические элементы;
  • хмурые и темные цветовые решения.

В последнее время данный стиль всё реже пользуется спросом, дизайнеры всё чаще прибегают к минимализму. Но многие экспериментируют, применяя отдельные эффекты и элементы из стиля гранж и сочетают их с яркими, контрастными изображениями.

Заключение

Тенденции в веб-дизайне меняются с высокой скоростью, поэтому нужно отслеживать мировые тренды в сфере дизайна, чтобы создавать конкурентоспособный продукт. Выбор стиля имеет главную роль в формировании у пользователей впечатления о продукте. У каждого стиля есть свои преимущества и недостатки, и важно выбрать правильный для вашего бренда. Обязательно, учитывая цели бренда и потребности целевой аудитории.