Никак не получается найти подходящий шрифт? В статье мы расскажем вам, как сделать свой собственный.
О дизайне шрифтов написано множество статей, однако с чего же начать, если вы хотите создать свой собственный? Дизайнерам и иллюстраторам, которые не имеют опыта в этой области, необходимо разобраться в практических аспектах дизайна шрифтов, в том числе выяснить, какое программное обеспечение требуется для выполнения этой задачи, а также понять, на что следует обратить особое внимание.
Чтобы убедиться, что вы все делаете правильно, стоит записаться на короткий курс шрифтового дизайна в вашем городе или онлайн. Но если это невозможно, наши советы должны помочь вам в создании собственного шрифта.
В посте мы расскажем, какие шаги надо выполнить, чтобы у вас получился идеальный шрифт. Если вам захочется дальше развивать соответствующие навыки, вы можете изучить наш список лучших туториалов по типографике. А если у вас нет времени разрабатывать свой шрифт, поищите подходящий вариант в перечнях лучших бесплатных и платных шрифтов.
01. Составьте бриф
Процесс разработки шрифта зачастую занимает много времени, поэтому вы должны иметь четкое представление о своей цели. К решению можно подойти творчески, но чаще всего дизайн создается в соответствии с заранее составленным брифом.
Чтобы создать бриф, необходимо провести исследования и тщательно все продумать. Как будет использоваться шрифт: вы создаете его для конкретного проекта или собираетесь применять исключительно в личных целях? Пытаетесь ли вы решить с помощью шрифта какую-то проблему? Как он соотносится с другими похожими шрифтами? Что делает его уникальным?
Ваши ответы могут быть самыми разными. Некоторые шрифты создавались специально для академических текстов, другие — чтобы цифры в инженерных документах выглядели лучше или для однократного публичного использования. Только когда вы точно знаете, каким образом будет применяться ваш шрифт, вы можете приступить к его созданию.
02. Ответьте на главные вопросы
Есть ряд решений, которые следует принять на начальном этапе работы над шрифтом. Будет ли он с засечками или без? Рукописным или более геометрическим? Создаете ли вы шрифт для основного текста, а, значит, он должен отлично восприниматься в любом размере и подходить для долгого чтения, или же оригинальный шрифт, который подойдет для крупного текста, например, заголовков?
Новичкам труднее дается работа над шрифтом без засечек, поскольку его индивидуальные характеристики обычно менее очевидны.
Если вы уже имеете опыт в этой области, вам, возможно, захочется изучить мир вариативных шрифтов. Как следует из названия, их особенность заключается в том, что один шрифт функционирует как несколько. Вы можете прочитать наш пост с 4 советами по использованию вариативных шрифтов, если хотите лучше разобраться в вопросе.
03. Начните с чистого листа
Вы можете начать с оцифровки своего почерка. Такое практическое упражнение достаточно полезно, поскольку почерк каждого человека индивидуален.
Не стоит строить свой дизайн на основе существующего шрифта. Если у вас получится “Helvetica с засечками” это не улучшит оригинальную версию и не поможет развить навыки шрифтового дизайнера. Студии типографики регулярно получают такие гарнитуры для публикации и отказывают их авторам.
04. Нарисуйте первую версию от руки
Даже если вы мастер работы с кривыми Безье, я рекомендую в первую очередь определять формы букв вручную. Создание некоторых форм на компьютере может быть неудобным и отнимать много времени.
Попробуйте нарисовать на бумаге первые несколько символов, прежде чем дорабатывать их цифровым способом. Остальные буквы можно добавить уже в программе, учитывая ключевые характеристики, например, толщину штрихов и их окончания.
Обратите внимание, что кривые линии, нарисованные от руки, обычно получаются более плавными и точными, благодаря особенностям движения запястья. Чтобы максимально эффективно использовать это, не перемещайте руку относительно точки поворота, а двигайте лист бумаги.
05. Создайте “контрольные буквы”
Если вы начнете работу с создания определенных букв, это поможет определить стиль шрифта и сделать так, чтобы все остальные его символы смотрелись гармонично вместе. Такие буквы зачастую называют “контрольными”. В нижнем регистре латинского алфавита это будут “n” и “о”, а в верхнем — “H” и “O”.
На курсе, который я проходил, мы всегда начинали с построения слова “adhesion” (адгезия), чтобы проверить основные пропорции шрифта (хотя изначально использовалась версия “adhecion”, которая позволяла оставить сложную букву “s” на потом).
06. Переместитесь за компьютер
Есть множество способов перенести ваши рисунки на компьютер. Некоторые люди обращаются к программам трассировки, но я предпочитаю вручную обводить свои наброски, поскольку хочу полностью контролировать, где располагаются точки на моих кривых.
Для работы в большинстве программ требуется, чтобы рисунок был четким, поэтому обведите символ, которым вы полностью довольны, ручкой с тонким стержнем (чтобы получился край), а затем заполните форму маркером.
Затем вы можете сфотографировать скетч на телефон (см. наш пост о телефонах с лучшими камерами) и отправить фото на свой компьютер.
07. Выберите программу
Как и я, многие дизайнеры, обладающие опытом работы в сфере графического дизайна, не задумываясь выберут для создания шрифта Adobe Illustrator. Этот инструмент действительно подойдет для рисования отдельных букв или экспериментов.
Однако быстро становится очевидно, что он просто не предназначен для полноценной разработки шрифтов. Процесс будет намного эффективнее, если выбрать специальное программное обеспечение, позволяющее работать с межбуквенными интервалами и над созданием слов.
Есть несколько вариантов, пользующихся популярностью в дизайнерском сообществе, например, FontLab Studio, Glyphs и Robofont.
Эти программы нельзя назвать дешевыми, но у Glyphs есть мини-версия, которую можно найти в Mac App Store. В ней отсутствуют некоторые функции, не играющие роли для новичков. Кроме того, обе версии имеют 30-дневный пробный период. Другое их очевидное преимущество заключается в том, что вы можете экспортировать свою неоконченную работу как шрифтовой файл.
08. Нарисуйте несколько букв
Я использовал Glyphs. Мне понравился интерфейс. В сети можно найти множество обучающих видео, но как и в случае с любым другим программным обеспечением, для того, чтобы освоиться потребуется некоторое время.
После импорта изображения вы обнаружите, что интерфейс достаточно сильно напоминает Illustrator CC, но здесь вы сможете намного точнее настраивать точки кривых Безье. Для большего контроля, по возможности, размещайте эти точки на самых выпуклых участках кривых, образующих буквы (сверху, снизу, слева, справа).
09. Переключитесь на режим просмотра текста
Нарисовав несколько букв, переключитесь на режим просмотра текста и начните вводить слова. Одно из основных преимуществ Glyphs заключается в том, что прямо в этом режиме пользователь может редактировать формы, чтобы они смотрелись гармонично вместе.
Затем скорректируйте расстояние между буквами, проверьте, соответствуют ли друг другу внутрибуквенные просветы и уточните общие пропорции, например, высоту строчных букв, начертание и ширину шрифта (если вам необходимо вспомнить, о чем идет речь, обратитесь к нашему списку типографических терминов и правил).
10. Протестируйте шрифт
Однажды британский шрифтовой дизайнер Мэтью Картер сказал: “Шрифт — это красивая группа букв, а не группа красивых букв”. Помните об этом и постарайтесь с самого начала воспринимать свой дизайн как строки и абзацы, а не отдельные символы.
Создайте в InDesign CC простой документ (узнайте, как установить InDesign здесь) с текстовыми фреймами и вставьте в них несколько слов. Я установил свой размер шрифта для каждого фрейма, чтобы их можно было сравнить (конкретные размеры зависят от того, как будет использоваться шрифт). Наконец, экспортируйте шрифт и выберите его в документе, чтобы понять, как он будет смотреться на практике.
Так как вы все еще находитесь на одном из ранних этапов работы над шрифтом, попробуйте настроить кернинг (а, возможно, и трекинг) прямо в InDesign, чтобы добиться удачного расположения букв. Узнайте, как это сделать правильно, прочитав советы экспертов по теме.
11. Изучите другие шрифты
Чтобы создать качественный шрифт, вы должны изучить другие хорошие примеры. Взгляните на них критически с учетом исторического контекста, чтобы понять, почему были приняты те или иные дизайнерские решения и насколько эффективны они будут для вашего шрифта.
Проанализируйте, каким образом формы букв сохраняют индивидуальность, но при этом гармонично сочетаются друг с другом. В статье “Как шрифт может определять личность бренда” мы рассматривали разные характеристики шрифта и их влияние на общее восприятие компании.
Следует изучить как гарнитуры, похожие по стилю на ваш собственный шрифт, так и другие шрифты, которые пользуются в дизайнерском сообществе отличной репутацией.
12. Измените размер шрифта
Важно понять, как шрифт будет выглядеть в разных размерах. В зависимости от того, какие требования к шрифту указаны в брифе, вам следует проверить, остается ли текст маленького размера читабельным или убедиться, что заголовок хорошо виден на расстоянии.
Изменение масштаба может преподнести неприятный сюрприз. Чтобы понять, как меняется поведение букв в зависимости от размера, и выяснить, какие дизайн-решения на это влияют, требуется практика.
13. Распечатайте текст
Если вы распечатаете получившийся результат и посмотрите на него вне экрана, то сможете взглянуть на шрифт с другой стороны. Мне кажется, что намного проще обнаружить формы, требующие доработки, несоответствие деталей, отсутствие ритма, разницу в толщине штрихов и т.д., когда бумага с текстом находится перед глазами.
Также в этом случае удобнее делать наброски и оставлять заметки для дальнейшей доработки. Еще одно преимущество — когда вы делаете тысячи маленьких исправлений в течение долгого времени, печатная версия помогает отслеживать прогресс и увидеть, как далеко вы продвинулись.
14. Добавьте специальные символы
Ваш шрифт может содержать ограниченный набор символов, если он предназначен для конкретного проекта, личного использования или является декоративным. Однако, если вы хотите, чтобы другие дизайнеры могли применять его в различных проектах, он должен быть универсальным и включать все необходимые символы. Обычно это маленькие прописные буквы, диакритические знаки (акценты), различные цифры, лигатуры и многое другое.
15. Предусмотрите разные стили, начертания и ширину
Когда дизайнер выбирает шрифт, он понимает, что для работы потребуются разные его вариации. Добавите ли вы курсивную (italic) или сжатую (condensed) версию? Все зависит от вашего брифа и предназначения шрифта.
16. Подумайте о применении в разных странах
Представим, что вы создали шрифт, которым можно гордиться. Вероятнее всего, это латинский шрифт. А как насчет 250 миллионов пользователей из Восточной Европы и Центральной Азии, которые используют кириллицу? Или 220 миллионов из Индии и Непала, читающих на деванагари?
Рынок нелатинских шрифтов растет, а дизайнеры зачастую не задумываются об этом. Я часто задавался вопросом: “Может ли человек, не владеющий определенным языком, создать соответствующий шрифт?” Ответ без сомнений положительный.
Требуется множество исследований, изучение истории и культуры, встречи с носителями языка, поиск примеров, однако отличные шрифты часто создавались именно так. Обратитесь к нашему списку лучших многоязычных шрифтов, чтобы познакомиться с подобными примерами.
17. Испытайте шрифт в деле
Получив желаемый результат, вы захотите увидеть, насколько эффективно шрифт будет выполнять задачи, перечисленные в брифе. Попробуйте заменить шрифты в предыдущих проектах, чтобы посмотреть на него в деле.
Придумайте новый дизайн, который позволит испытать шрифт на прочность, или попросите друга-дизайнера протестировать его и дать вам обратную связь.