При проектировании веб-страницы важное внимание уделяется контенту. Точнее, его размещению.
Удобство же важно для пользователя. Но при этом, нередко забывается вот что: будет ли он вчитываться в информацию.
Есть мнение, что пользователи читают все. Поэтому, размещение текста перевешивает его структуру. Нужно разобраться в вопросах: читают ли пользователи текст на веб-сайтах и какую роль для них играет структура?
Большинство пользователей просто сканируют текст
Сервис аналитики «Медиатор» от Mail.ru, предоставляет статистику, сделанную на основе своих исследований: просканировали до конца страницы на десктопе – 63% пользователей, на мобильном устройстве – 50%. Только около 45% пользователей читают текст от начала до конца как на мобильном устройстве, так и на десктопе
Медиатор: «Как читают медиа в России», 2018
На портале Института CXL было проведено исследование «Как люди читают короткие статьи». Пользователям было дано задание: за 30 секунд прочитать статью в размере 300 слов. Из 95 участников только 60% прочитали статью до конца, остальные же просто сканировали ее.
Madeleine Sidoff: «Как люди читают короткие статьи», 2018
Якоб Нильсен и Джон Моркс в своем исследовании провели 3 тестирования, в которых 81 пользователь читал веб-страницы с разными принципами написания текста. Краткий, легко сканируемый и объективный текст в совокупности составили 124% в удобстве использования. Эти улучшения показывают хорошие результаты в удобстве и по отдельности: краткий – 58%, легко сканируемый – 47%, объективный – 27%.
Jakob Nielsen & John Morkes: «Краткий, сканируемый и объективный: как писать для интернета», 1998 г
Исследование Eyetracking от NN/g было направлено на составление характеристики общего спектра поведения пользователей на сайте. В нем анализировались около 130 000 зрительных фиксаций на экране размером 1920×1080. Тереза Фесенден представляет результаты: пользователи тратят около 74% на просмотре первых двух экранов страниц. Последующие экраны они, как правило, сканируют при прокрутке.
Тереза Фесенден: «Прокрутка и внимание», 2018
Якоб Нильсен в статье «Как мало читают пользователи?» анализирует результаты своих исследований и сравнивает время посещения страницы с количеством прочитанных слов. Пользователи проводят больше времени на страницах с объемной информацией, однако они тратят всего 4,4 секунды на каждые 100 слов. За это время они успевают просканировать блок текста и выделить для себя ключевые моменты. В среднем, число прочитанных слов за 4,4 секунды – 18. На странице, где текст содержит более 500 слов, пользователи будут читать лишь 20%.
Jakob Nielsen: «Как мало читают пользователи?», 2008
Пользователи заходят на веб-страницу с определенной задачей: найти быстрый ответ. Сканирование – самый удобный способ для быстрого просмотра контента. Если текст хорошо структурирован, разбит на блоки с выделенными заголовками – это упрощает сканирование и решает задачу пользователя.
Хорошая структура текста увеличивает эффективность чтения
Еще в 1997 году команда NN/g определила, что пользователи читают текст на экране на 25% медленнее, чем в распечатанном варианте. И дело не в снижении скорости, а в том, что в цифровой среде текст сканируется. Для быстрого восприятия текст должен быть структурирован с помощью заголовков и акцентов.
Jakob Nielsen: «Будьте лаконичны! », 1997
Я. Нильсен представляет в статье один из результатов своего исследования «Как люди читают веб-страницу»: 79% пользователей сканируют любую новую страницу, лишь 16% вчитываются в материал. Пользователям легко сканировать текст, когда в нем выделены ключевые слова, важная информация подчеркивается другим шрифтом, имеется маркированный список.
Jakob Nielsen: «Как пользователи читают в интернете», 1997
Шаблон, как и хорошо структурированный текст, помогает быстро решить задачу пользователя. Привычное расположение веб-элементов и текста улучшает удобство и направляет пользователей для поиска нужной ему информации.
Резюме
Быстрое сканирование – вот что необходимо тексту в цифровой среде. Для того, чтобы пользователи читали как можно больше информации со страницы, важно помнить о структуре. При грамотной иерархии контента пользователю проще понять две вещи: куда он попал, и та ли это информация, которая ему нужна.
Люди привыкли быстро перемещаться по веб-страницам, останавливаясь только в тех частях, которые им интересны. Если пользователь попадает на интересный для него материал, он будет читать его от и до. Как только вовлеченность падает – сканирование продолжается.
Чтение в интернете – это:
- Быстрое сканирование. Люди ищут быстрые ответы при попадании на страницу.
- Следование по структурированному контенту. Выделенные заголовки и акценты помогают быстро понять текст.