Черная пятница в UPROCK!

Дизайн и нейробиология: как наш мозг реагирует на разные пользовательские сценарии

Дизайн не ограничивается функциональностью и эстетикой. Важную роль в нем играют эмоции и ощущения пользователей. Человеческий мозг по-разному реагирует на те или иные элементы онлайн-опыта. 🧠

Человеческий мозг по-разному реагирует на те или иные элементы онлайн-опыта. Такие факторы, как геймификация и социальное взаимодействие, могут значительно повысить вовлеченность и чувство удовлетворения от использования веб-сайта или приложения.

Нейробиология позволяет получить представление о том, почему определенные функции привлекают наше внимание и подогревают наш интерес.

Какое же воздействие оказывают на нас различные пользовательские сценарии и как они влияют на наш опыт? Давайте узнаем.

1. Геймификация и типы стимулов

Геймификация — это интеграция игровых элементов, таких как очки, награды или челленджи, в неигровой контекст, например в обучающие приложения, для повышения вовлеченности и мотивации пользователей.

a. Система вознаграждения
Значки и достижения в приложении Nike Run Club

Когда пользователи зарабатывают очки или награды, их мозг реагирует на это всплеском дофамина (нейромедиатора, отвечающего за удовольствие), подкрепляя поведение и поощряя дальнейшее взаимодействие. Этот механизм обеспечивает постоянную вовлеченность и положительные эмоции.

b. Уровни
Система уровней в приложении Starbucks

Когда мы достигаем цели или переходим на новый уровень, в мозгу происходит выброс эндорфинов. Выполняем ли мы задания, преодолеваем препятствия или входим в состояние «потока», так как задачи соответствуют нашему уровню навыков, — эндорфины усиливают положительные эмоции.

c. Таблица лидеров
Таблица лидеров в приложении Strava

Отмечая усилия и достижения пользователей, таблица лидеров стимулирует выделение серотонина, который дарит им чувство удовлетворения. Динамическое отображение активных участников способствует созданию сообщества и дружеской конкуренции, мотивируя людей к дальнейшему совершенствованию.

d. Челленджи
Ежемесячные челленджи в приложении Nike Run Club

Ограничения по времени и элементы соревнования могут вызвать выброс кортизола, известного как «гормон стресса». Хотя в небольших количествах этот гормон повышает концентрацию внимания и мотивацию, длительное воздействие может стать причиной сильной тревоги.

Приложение Nike Run Club каждый месяц запускает челлендж, который побуждает пользователей начать действовать, чтобы достичь цели в установленный срок. 🎯

Создатели продуктов должны поддерживать баланс между соревновательными элементами и временными ограничениями, чтобы выброс кортизола оставался в «здоровых» пределах, а игроки не испытывали чрезмерный стресс.

2. Как эмоциональные сценарии улучшают опыт пользователей

Под эмоциональными сценариями я понимаю опыт взаимодействия, который вызывает или закрепляет определенные эмоции, например, радость, разочарование, тревогу и т.д. Такие сценарии обогащают путешествие пользователя, наполняя продукт эмпатией, пониманием и человеческим теплом.

a. Эмпатичные сообщения об ошибках
Эмпатичные сообщения об ошибках в приложении Wol.

Когда сообщения об ошибках наполнены эмпатией, они вызывают у пользователей ощущение понимания и поддержки. Это помогает уменьшить стресс и разочарование.

В подобные моменты в нашем мозгу выделяется окситоцин и другие гормоны, которые способствуют возникновению доверия и эмоциональной связи.

Таким образом, эмпатичные формулировки не только улучшают опыт пользователей, но и помогают выстроить позитивные отношения с продуктом.

b. Изображения как часть онбординга
Визуально привлекательный онбординг в приложении YouTube Studio

Изображения не только радуют глаз, но и облегчают запоминание информации. Когда мы видим что-то визуально привлекательное, это вызывает выброс дофамина в нашем мозгу, что делает процесс знакомства с продуктом более приятным и повышает заинтересованность в нем.

3. Социальные факторы и индивидуальная реакция

Социальные сценарии — взаимодействия между пользователями в рамках продукта или услуги, например, комментарии, лайки, репосты, коллаборации и т.д.

a. Дизайн, ориентированный на сообщество
Группы в приложении Peanut

Социальные взаимодействия вызывают выброс окситоцина, который часто называют «гормоном связи/единства». Обычно он выделяется, когда мы общаемся с друзьями или семьей. Окситоцин повышает уровень доверия и способствует возникновению чувства принадлежности к сообществу

b. Позитивные социальные взаимодействия
Обсуждение в приложении Strava

Позитивные социальные взаимодействия, такие как получение лайков, комментариев или признания от других пользователей, воспринимаются как вознаграждение и приводят к выбросу дофамина. Этот механизм подкрепления побуждает людей к дальнейшему взаимодействию с продуктом — они стремятся снова и снова воспроизвести тот социальный опыт, который принес им удовлетворение.

Однако следует признать, что социальный фактор может иметь и негативное влияние. Например, в одном из постов на LinkedIn любитель спорта рассказал, что он принял решение отказаться от дальнейшего использования Strava из-за чрезмерного социального давления (таблицы лидеров, метрики) и постоянного сравнения себя с другими. Человек пребывал в хроническом стрессе, что отрицательно сказалось на его опыте.

Важно найти правильный баланс, чтобы обеспечить позитивную вовлеченность и смягчить возможные негативные последствия.

C. Сотрудничество и взаимность
Группы в приложении Nextdoor

Зеркальные нейроны в нашем мозгу активируются, когда мы наблюдаем за действиями других людей или подражаем им. В цифровых продуктах это происходит, когда пользователи взаимодействуют с другими пользователями или наблюдают за социальными взаимодействиями.

Система зеркальных нейронов помогает понимать эмоции и поведение других людей и сопереживать им. Этот процесс способствует развитию эмоциональной связи и усиливает чувство общности.

Дизайн не ограничивается UI-элементами

Чтобы создавать по-настоящему увлекательный и впечатляющий опыт взаимодействия, дизайнерам следует изучать психологические механизмы и нейронные реакции. Используя инсайты из психологии и нейробиологии, мы сможем выйти за рамки функциональности и создавать цифровые взаимодействия, которые вызывают у пользователей сильный эмоциональный отклик.

Спасибо за внимание!

Источник
и
:
arrow