Черная пятница в UPROCK!

Индикаторы прогресса: что это такое и как они влияют на вовлеченность пользователей

Индикаторы прогресса — на первый взгляд, простые элементы, которые представляют собой мощный инструмент, способный влиять на вовлеченность и поведение пользователей.

Сегодня мы разберемся:

  • какую роль играют прогресс-бары в видеоиграх и других цифровых интерфейсах,
  • как они воздействуют на людей с точки зрения психологии,
  • какое применение индикаторов прогресса считается неэтичным.

99. Номер уровня отражается над шкалой прогресса, когда я держу свой Gameboy Color потными, покрытыми крошками Cheetos пальцами. Я полностью поглощен напряженной битвой моего Пикачу против покемона соперника. Я ритмично нажимаю на кнопки, как будто могу изменить исход игры, если только нажму на них достаточно сильно или быстро. Я стремительно атакую, уничтожаю оставшиеся жизни противника и выигрываю битву. Победная мелодия играет на маленькой 8-битной консоли, шкала прогресса заполняется очками опыта, и я слышу этот долгожданный звук «Динь», когда 99-й уровень сменяется на 100-й.

Прогресс-бары в игре Pokémon

Тогда я впервые столкнулся с индикаторами прогресса, более известными в игровом мире как прогресс-бары.

Что такое прогресс-бар?

Прогресс-бар — графический элемент, который используется в интерфейсах для визуального отображения статуса завершения задачи или процесса.

Прогресс-бары также часто выступают в качестве индикаторов состояния системы, например, при загрузке страницы или передаче файлов. Взглянув на них, мы сразу можем понять, сколько времени займет та или иная операция.

Индикатор отображает ваше положение относительно конечной цели и дает понять, что система работает над выполнением поставленной вами задачи или что вы сами продвигаетесь вперед к ее достижению.

Индикаторы прогресса в видеоиграх

Видеоигры кишат индикаторами прогресса. Они были неотъемлемой частью старых ролевых игр, таких как Pokémon и Final Fantasy, и до сих пор используются в качестве метода оценки уровня силы и продвижения в играх, где задача пользователя состоит в получении очков опыта (XP).

Прогресс-бары в Final Fantasy XIV

Набирая XP, вы переходите с одного уровня на другой, становитесь всё более могущественным, получаете улучшенное снаряжение и новые впечатляющие способности. Эта простая система подпитывает желание играть, дает чувство удовлетворенности по мере того, как растут цифры, и побуждает вас жаждать большего.

Один из ярких примеров — онлайн-игра World of Warcraft. В нижней части экрана постоянно отображается большой прогресс-бар, благодаря чему пользователи всегда знают, насколько далеко от своей цели они находятся. Эта простая шкала побуждает миллионы геймеров по всему миру снова и снова выполнять задания, чтобы заполнить ее и перейти на следующий уровень.

Прогресс-бар в World of Warcraft

Интересная деталь — изменение скорости заполнения прогресс-баров. Когда вы только начинаете играть, шкала заполняется быстро, позволяя пользователям без заминок двигаться вперед. Однако по мере прохождения она заполняется всё медленнее, а для перехода на следующие уровни требуется всё больше усилий.

Быстрое продвижение на начальных этапах дает игрокам чувство удовлетворенности, что побуждает их продолжать. После того как пользователи вложили достаточно времени или денег и, по сути, «подсели» на игру, прогресс замедляется, однако награды, как правило, становятся более значительными, что создает дополнительные стимулы для продолжения игры.

Прогресс-бары в меню Final Fantasy VII

Эта стратегия используется для поддержания вовлеченности новых игроков и снижает риск раннего выхода из игры. По мере того как люди вкладывают в игру всё больше своего времени и ресурсов, ее воспринимаемая ценность повышается, а привязанность усиливается, что минимизирует вероятность выхода даже при замедлении прогресса. Это, в сочетании с ожиданием более крупных наград, удерживает их на крючке.

Индикаторы прогресса и психология пользователей

Индикаторы прогресса стимулируют пользователей к выполнению задач. Однако достаточно ли просто разместить прогресс-бар в интерфейсе?

Несколько лет назад этот вопрос был предметом исследования. Участникам эксперимента показывали один из трех прогресс-баров, которые заполнялись с разной скоростью, чтобы посмотреть, как это скажется на их производительности.

  • Условие 01 — Постоянная скорость: шкала заполнялась плавно по мере того, как пользователи проходили опрос.
  • Условие 02 — От быстрого к медленному: шкала заполнялась быстро в начале опроса, а затем замедлялась по мере приближения к финалу.
  • Условие 03 — От медленного к быстрому: шкала заполнялась медленно в начале опроса, а затем ускорялась по мере приближения к финалу.

Результаты оказались следующими:

  • Люди с большей вероятностью отказывались от выполнения задачи, когда прогресс ускорялся к концу. Медленное заполнение шкалы на начальном этапе демотивировало участников. Процент отказов составил 21,8%.
  • Люди с большей вероятностью завершали выполнение задачи, когда прогресс замедлялся к концу. Быстрое заполнение шкалы на начальном этапе обнадеживало и побуждало участников двигаться вперед. Процент отказов составил 11,3%.
  • При равномерном заполнении шкалы процент отказов составил 14,4%.

Удивительно, но получается, что в некоторых случаях индикаторы прогресса могут только расстроить пользователей и негативно сказаться на проценте выполненных задач. Если люди чувствуют, что они продвигаются вперед медленнее, чем ожидалось, они с большей вероятностью откажутся от дальнейшего взаимодействия.

Исследователи также обнаружили, что скорость заполнения прогресс-баров влияет на уровень удовлетворенности: участники из группы 2 (от быстрого к медленному) испытывали более сильные положительные эмоции, чем участники из других групп.

Подведем итог.

Наилучшие результаты наблюдались в тех случаях, когда пользователи ощущали более быстрый прогресс на ранних этапах. Если они чувствовали, что продвигаются быстрее, чем ожидалось, они не только реже сдавались, но и более позитивно оценивали саму задачу. Такой подход часто встречается в видеоиграх и является надежным методом удержания аудитории.

Эффект начатого дела

Полученные выводы в некоторой степени подтверждаются результатами другого исследования, проведенного Джозефом К. Нуньесом и Ксавье Дрезе. Они изучали такой психологический феномен, как эффект начатого дела (Endowed Progress Effect): люди более мотивированы к выполнению задачи, если они чувствуют, что уже достигли определенного прогресса, даже если этот прогресс создан искусственно.

В исследовании приняли участие две группы, каждой из которых выдали карточки лояльности, дающие право на бесплатную мойку автомобиля после определенного количества посещений.

Первой группе дали пустые карты с 8 слотами. Второй группе — карты с 10 слотами, два из которых уже были заполнены.

Несмотря на то что участникам обеих групп нужно было воспользоваться автомойкой одинаковое количество раз, чтобы получить бонус, вторая группа продемонстрировала более высокую активность — 34% ее участников полностью погасили свои карты по сравнению с 19% участников первой группы.

Таким образом, частично заполнив прогресс-бар еще до того, как пользователи приступили к выполнению задачи, мы можем мотивировать их на ее завершение.

Индикаторы прогресса в UX-дизайне

Эффективность индикаторов прогресса в видеоиграх побудила дизайнеров использовать их и в других цифровых интерфейсах. Такой подход известен как геймификация. Вот несколько примеров успешного применения прогресс-баров в популярных приложениях:

Duolingo

В приложении для изучения языков Duolingo шкалы прогресса показывают, как далеко продвинулись пользователи и сколько еще уроков им необходимо пройти, чтобы завершить раздел. Такая визуальная обратная связь мотивирует людей выполнять задания и не отвлекаться от своих целей.

LinkedIn

LinkedIn — хороший пример применения эффекта начатого дела. Когда пользователи приступают к оформлению своего профиля, прогресс-бар уже частично заполнен, что побуждает их предпринимать дополнительные шаги для завершения задачи. Благодаря такому подходу люди готовы предоставлять больше информации о себе, а повышенная вовлеченность обеспечивает их удержание.

Фитнес-приложения

Такие приложения, как Fitbit и MyFitnessPal, используют индикаторы прогресса, чтобы стимулировать пользователей к достижению ежедневных или долгосрочных спортивных целей. Когда люди видят свои успехи, им проще заставить себя и дальше придерживаться здоровых привычек. Кроме того, прогресс-бары вносят в занятия элемент игры — пользователи могут не только с азартом отслеживать заполнение своей шкалы, но и соревноваться между собой.

Программы лояльности

Как мы уже выяснили, частично заполненный прогресс-бар может подарить клиентам первоначальное ощущение удовлетворенности и замотивировать их продолжать взаимодействие с брендом. Контрольные точки показывают, насколько люди близки к получению вознаграждения, что побуждает их тратить больше денег, чтобы достигнуть следующего уровня.

Неэтичное использование индикаторов прогресса

❌ Повышение вовлеченности посредством манипуляций

Геймификация открывает перед дизайнерами широкое поле для злоупотреблений. Однако мы не должны использовать психологические триггеры, которые могут привести к компульсивному поведению, формированию зависимостей и вредных, деструктивных привычек.

Например, в бесплатных играх часто встречается следующая, не слишком этичная тактика — бесконечная реклама блокирует экран или значительно замедляет прогресс, что вынуждает игрока приобрести платную версию. Аналогичными приемами пользуются некоторые интернет-магазины, например, Temu — на экране постоянно появляются разные игры и предложения (колесо фортуны, поделись с друзьями) с подарками и скидками, которые побуждают людей тратить больше.

❌ Введение в заблуждение

Да, как показали исследования, искусственное ускорение отображаемого прогресса в начале выполнения задачи может побудить пользователей остаться и дойти до самого конца. Однако все же желательно, чтобы индикатор прогресса отражал реальные успехи и затраченные усилия. Дизайнеры должны уметь находить правильный баланс, чтобы не вводить пользователей в заблуждение, но при этом не отпугивать их слишком медленным заполнением шкалы.

Заключение

Индикаторы прогресса, эти, казалось бы, простые и безобидные элементы, представляют собой мощный инструмент, способный влиять на вовлеченность и поведение пользователей. Начиная с первых игр и заканчивая современными цифровыми приложениями, они остаются не только способом отслеживания прогресса, но и влияют на мотивацию и удовлетворенность аудитории.

Применяя индикаторы прогресса, важно не забывать о благополучии пользователей: одно дело — формировать у них полезные привычки в фитнес-приложении, и совсем другое — способствовать появлению зависимости в азартных играх. Наша конечная цель — создавать не просто эффективные, а этичные цифровые продукты, которые не злоупотребляют временем и вниманием клиентов.

Источник
и
:
arrow