Черная пятница в UPROCK!

Как дизайнеру построить карьеру в ИТ‑гигантах

Саша Ермоленко — одна из самых выдающихся женщин в дизайн-среде.

В прошлом директор департамента дизайна Рамблера, арт-директор внешних коммуникаций Яндекса и арт-директор BBDO, сегодня она работает заместителем директора департамента дизайна в Mail.ru Group. Также она преподает в Школе дизайна ВШЭ и Британской высшей школе дизайна, Moscow Coding School и Bang-Bang Education.

В интервью мы узнали у Саши, как строить карьеру в компаниях-гигантах, создавать продукты для миллионной аудитории и управлять дизайнерами.

– Саша, чем ты занимаешься в Mail.ru?

Я отвечаю за направление продуктивити сервисов – почту, облако и другие продукты, которые позволяют сделать цифровой быт людей проще и удобней.

– Стоп. Почтой? То есть у нас есть шанс увидеть ее обновление? Лет 10-15 назад зарегистрировался и не вижу разницы. Изменения были?

Конечно, были. Почтой пользуются очень много миллионов человек, это огромная аудитория, поэтому изменения не должны быть резкими. Такой продукт должен меняться постепенно, перемены не должны ударить по аудитории, которая уже использует продукт. Динамика изменений таких крупных продуктов очень отличается от каких-нибудь стартапов, которые могут себе позволить каждый месяц обновляться. У нас очень развитая структура, которую мы постоянно улучшаем и мощное наследие пользовательского опыта, который нужно мягко менять. И благодаря всем этим данным нас скоро ожидает большое обновление, которое уже частично произошло.

– Вы придумываете новые фичи? Если да, то с кем согласовываете? В агентствах с клиентом нужно согласовывать, а как у вас?

Я люблю работу в продукте за то, что там нет клиента и взаимоотношений заказчик-исполнитель. Есть только команда и вы делаете все вместе. Поэтому неважно, кто придумал фичу: ее может придумать программист, тестировщик, аналитик, дизайнер или прожект. Когда пользователь оценивает результат нашей работы, ему все равно, кто это придумал. Мы либо попали в его ожидания, либо нет. Да, есть люди, которые придумывают фичи чаще остальных, потому что это часть их работы, но по сути, мы работаем над этим все вместе. В этом смысл команды.

– Я хотел немного расспросить про Rambler: ты ведь одна из первых, кто вообще создал в России дизайн-систему?

Тут не важно, кто сделал первым или вторым. Вопрос в том, кто первым сказал об этом. Первым об этом заговорили ребята из Mail.ru, но с такой необходимостью столкнулись большинство компаний. Они пришли к тому этапу инфраструктурного развития, когда пользовательский опыт должен быть оптимизирован – не нужно создавать новое решение, дублирующее старое решение, нужна общая система.

Дизайн-система – крутое решение проблем развития компании. Главное, чтобы она не стала самоцелью дизайнеров. В Рамблере у нас это получилось сделать целостно. Мы попали в удачный период – мы меняли стек и переходили на единый набор технологий с фронтендом, много чего переписывали и интеграция компонентных решений была очень кстати.

– Сколько у вас дизайнеров в команде?

У нас не очень много дизайнеров. В Mail.ru не больше 20 дизайнеров в целом, именно в том бизнес-сегменте, в котором я работаю. А в моей команде меньше 10 человек, это маленькая команда, за что я ее безумно люблю.

– Хочу спросить про UX. Я заметил, что люди, давно занимающиеся дизайном, дают ему разные определения. Что для тебя UX?

Я хочу начать издалека, потому что всегда когда слышу отдельно UI и UX, не понимаю, зачем нужна вся эта история про разделение. Продукт не конвейер, каждый раз приходится решать новую задачу. Эта задача может быть похожа на предыдущую или на задачи других компаний, но она редко повторяется и редко бывает простой. И чтобы решить эту задачу, нельзя заморачиваться на какой-то одной области.

Например, нельзя думать: "Я занимаюсь только тем, что проектирую интерфейс. Ставлю серые квадратики, а дизайнер пусть дальше рисует". Это не работает, люди так не воспринимают информацию.

Поэтому для меня UX, "user experience", "пользовательский опыт" – это совокупность ощущений качества: реализации, визуализации, проектирования, поддержки и всего остального. Все это и есть настоящий "пользовательский опыт". Я не считаю, что дизайнер должен заниматься всем этим, но он должен иметь полное представление о продукте, с которым работает.

Поэтому мне сложно кратко ответить, что такое UX. Это просто две буквы.

Продолжение смотрите в интервью.

Беседа получилась объемной и полезной для всех, кто хочет построить карьеру дизайнера продукта.

Источник
и
:
arrow