Собранные вручную коллажи из журнальных вырезок возвращаются в рамках нынешней перезагрузки эстетики 90-х и 2000-х. (Спасибо, TikTok).
В TikTok появился новый тренд, и это не танцевальный челлендж или рецепт курицы, маринованной в микстуре NyQuil (если вы понимаете, о чем я 😉). Это «эстетика коллажей»: пользователи создают зацикленные видеоролики (Meta признана в РФ экстремистской организацией) из вырезанных изображений, наложенных друг на друга, которые сопровождаются музыкой и простой анимацией.
Такой эффект кажется ностальгическим и инновационным одновременно. Дизайнеры уже некоторое время используют этот прием — имитацию собранных вручную коллажей из журнальных вырезок — в мудбордах и маркетинговых кампаниях брендов. Тренд получил вторую жизнь благодаря текущей перезагрузке эстетики 90-х и 2000-х.
Тенденция выходит за рамки TikTok. Обработка, которая создает подобие вырезанных или разорванных изображений, склеенных или наложенных друг на друга, нашла отражение в брендинге и маркетинге Twitter и Virgin Voyages, ориентированных на поколение Z косметических брендов about-face и af-94, а также таких известных компаний, как Heinz и Johnnie Walker, которые стремятся завоевать более молодую аудиторию.
Креативные директора Cordova Canillas — Diego Cordova и Martí Canillas — недавно завершили глобальный ребрендинг кампании Nike “Move to Zero”, в которой тоже нашлось место коллажам. Этот дуэт сделал себе имя, создавая работы, которые демонстрируют эстетические несовершенства дизайна «всегда двигайтесь вперед, не используйте (или нарушайте) сетки, вырезайте и вставляйте изображения и накладывайте их друг на друга», — объясняют они свой подход.
Коллаж транслирует неприхотливую аутентичность. Это долгожданное избавление от техноцентрического дизайнерского видения, которое достигло апогея за последние два года.
Даже в пространстве Web3 наблюдается сдвиг в сторону хендмейда. Дизайнерское агентство Wildish & Co. создало гибкую систему брендинга для криптовалютного стартапа Metaphor, в основу которой легли более 100 оригинальных коллажированных изображений.
Управляющий директор Wildish & Co. Сэм Фреско говорит: «Им нужна была индивидуальность, которая выделила бы их из толпы», добавляя, что возобновившийся интерес к коллажам объясняется тем, что эта техника дает каждому доступную возможность создать что-то уникальное и динамичное.
Он рассматривает функцию «tap-and-lift» (нажми и подними) в последнем обновлении iOS для iPhone, как попытку предоставить пользователям больше инструментов для дизайна. Для тех, кто не обновился до iOS 16, и не знает, что такое «tap-and-lift» — это возможность волшебным образом вырезать любой объект на фото, коснувшись и удерживая на нем палец.
«Эта встроенная функция действительно вызывает интерес и позволяет соединить два изображения вместе, сделать из объекта стикер или объединить его с другими объектами, создавая, своего рода, гиперреальность», — объясняет Фреско.
Цифровой коллаж не является чем-то новым для дизайнеров или пользователей фоторедакторов. Однако благодаря таким функциям, как «tap-and-lift» и новым приложениям для создания коллажей, например, Shuffles от Pinterest, этот процесс стал более доступным для недизайнеров, а коллажная обработка — еще более популярной и массовой.
Формат Shuffles, ориентированный на мобильные устройства, не только поощряет совместное редактирование изображений для отправки друзьям в приложении, но и упрощает обмен ими в других социальных сетях. Lexi Sydow, глава отдела анализа данных в data.ai, в интервью TechCrunch сказала: «Это расширение возможностей творчества и пользовательского контента, во многом популяризированного TikTok».
Shuffles — первое приложение, созданное собственным инкубатором Pinterest, TwoTwenty. Хотя оно по-прежнему доступно только по приглашениям, Shuffles сразу же завоевало успех, став пятым по количеству скачиваний приложением в категории “Лайфстайл” на iOS вскоре после его запуска в августе.
Pinterest, который работает уже двенадцатый год, в настоящее время ищет способы обновления. Предпосылкой к этому стал уход Бена Зильбермана с поста генерального директора, повлекший сокращение числа активных пользователей компании в месяц на 5%. Цена акций Pinterest упала на 77%. Поэтому сервис нуждается в успешном возрождении, и Shuffles может стать глотком свежего воздуха для бренда, который изо всех сил пытается оставаться актуальным для молодых пользователей.
Коллажи стали новым способом персонализации постов — они помогают выйти за рамки ограничений и превратить скучные квадратные изображения в по-настоящему интересные композиции. Люди по-прежнему продолжают находить креативные способы оформления фото для социальных сетей, где все больше внимания уделяется видео.
Вместо “photo dump” (серия неидеальных фотографий, собранных в один пост) эта тенденция создает контрастную версию аутентичности: в ней заложены идеи высокоэстетичного Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией) прошлых лет, который сменил курс на что-то более непринужденное и спонтанное.
В то же время, сам Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией) меняется. Буквально в прошлом году его глава Адам Моссери шокировал миллениалов старшего возраста, объявив, что Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией) больше не является приложением для обмена фотографиями. Журнал The Verge заявил о “тиктокификации” популярной социальной сети: “создатели Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией)больше не хотят, чтобы его воспринимали, как приложение для обмена квадратными фотографиями… теперь это комплексное развлекательное приложение, главными движущими силами которого являются алгоритмы и видео".
Фотографы и творческие специалисты, которые используют Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией) для демонстрации своих работ, жалуются на тенденцию перехода к видеоконтенту — это побуждает многих искать другие платформы, которые можно использовать в качестве портфолио для статичных изображений.
Благодаря своему гибридному характеру цифровые коллажи могут стать альтернативой полному отказу от Instagram (Meta признана в РФ экстремистской организацией). Тот факт, что анимированные цифровые коллажи позволяют людям создавать ролики из статичных изображений, является как признаком сопротивления переходу к видео, так и способом адаптации к новой политике платформы.
Распространение «эстетического несовершенства» коллажей в корпоративном брендинге и дизайне приложений также ставит вопрос о том, что будет с нашей ностальгией по 90-м в ближайшем будущем? Может быть она эволюционирует в подтренды, ведь дизайнеры продолжают бороться за внимание аудитории и придумывать новые интересные решения, или она начнет сбавлять обороты и на смену ей придет новая эстетика из TikTok? Поживем — увидим.