Каждая команда стремится создавать продукты, которые нравятся пользователям и улучшают их жизнь. Процесс создания продукта — от идеи до запуска — называется продуктовым дизайном.
Сегодня мы разберемся:
- что это такое,
- из каких этапов состоит этот процесс,
- какие AI-инструменты могут нам помочь.
Продуктовый дизайн — это не просто создание красивых вещей. Это создание функциональных вещей для реальных людей. Это выявление проблем, поиск решений и их превращение в нечто не только полезное, но и приносящее радость. Сегодня я расскажу вам о том, что такое продуктовый дизайн, какую роль в нем играет AI и как создавать продукты, которые на самом деле улучшают жизнь пользователей.
Когда мы говорим о продуктовом дизайне, многие думают о физических объектах. Однако в условиях стремительного развития новых технологий процесс создания физических и цифровых продуктов фактически сливается в единое целое.
«Когда вы видите объект, у вас возникает множество предположений о нем. Что он делает, насколько хорошо он это делает, сколько, по вашему мнению, он должен стоить».
«В конечном итоге моя работа как дизайнера заключается в том, чтобы заглянуть в будущее и увидеть, что произойдет, а не думать о том, что уже произошло».
Что такое продуктовый дизайн
Как мы уже выяснили, продуктовый дизайн — это решение реальных проблем. Он сочетает в себе функциональность, удобство использования, эстетику и непрерывную обратную связь. Часто люди зацикливаются на слове «дизайн» и фокусируются на внешнем виде.
Но дизайн — это не только то, как что-то выглядит, но и то, как оно работает, что оно делает, как оно это делает, почему оно это делает, и — о чем забывают многие продакт-менеджеры — что оно НЕ делает.
Процесс проектирования продукта 🔨
Процесс создания эффективных продуктов состоит из следующих этапов:
- Ключевая отправная точка — исследование пользователей. Мы беседуем с людьми, чтобы выявить их потребности, особенности поведения и болевые точки.
- Далее мы фокусируемся на функциональности и юзабилити. Наша цель — сделать продукт интуитивно понятным и простым в использовании. Здесь важно определить объем работ и правильно расставить приоритеты.
- Не менее важную роль играет эстетика. Хороший продукт должен быть не только простым и удобным, но и соответствовать бренду с точки зрения позиционирования и рынка.
- Наконец, прототипирование, обратная связь и итерации. Какой прототип мы можем создать с наименьшими затратами, чтобы проверить наши предположения и сделать соотношение риска/вознаграждения максимально выгодным?
Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих этапов. Также я расскажу, как я использую искусственный интеллект, чтобы делать всё быстрее и эффективнее.
1. Исследование пользователей
Отличные продукты начинаются с понимания реальных пользователей, а не с угадывания их потребностей. Исследования помогают компаниям избегать дорогостоящих ошибок, проверять идеи и создавать продукты, которые действительно нужны людям. Понимание болевых точек — это, в том числе понимание того, какое влияние они оказывают на повседневную жизнь потребителей. Как изменится их жизнь, если конкретная проблема будет решена?
- Интервью позволяют напрямую получить ценные инсайты.
- Опросы помогают собрать обширную обратную связь и выявить тенденции.
- Тестирование юзабилити предполагает наблюдение за взаимодействиями реальных пользователей и помогает раскрывать их болевые точки.
Как я использую AI на этом этапе

Я согласен с мнением, что AI не отнимет у вас работу, но человек, эффективно использующий AI, — да. Однако в дизайне и в частности в пользовательских исследованиях существует опасность начать слишком сильно полагаться на искусственный интеллект. Конечно, это намного быстрее и эффективнее, но цель большинства исследований все же состоит в том, чтобы уловить не всегда очевидные человеческие реакции и их оттенки, что машинам пока не под силу.
- Granola — для расшифровки и структурирования заметок с UXR-сессий.
- Zoom — для проведения звонков, их записи и выбора важных фрагментов.
- Notion AI — для систематизации всех исследований и поиска по базе сессий.
«Ваша ошибка будет состоять в том, что вы не будете уделять достаточно внимания своим пользователям.
Вы придумаете в своей голове какую-то идею, которую назовете «видением», и будете тратить много времени на ее обдумывание. В кафе. В одиночестве. И спроектируете какую-нибудь сложную штуку, не поговорив с пользователями, потому что им нужно ее продать, а это лишняя головная боль, и они могут сказать «нет».
Вы не запустите продукт достаточно быстро, потому что вам будет неловко запускать что-то незаконченное, и вы не захотите сталкиваться с той обратной связью, которую вы вероятнее всего могли бы получить. Вы будете избегать контакта с реальным миром, контакта с вашими пользователями. Это ошибка, которую вы совершите».
Пол Грэм
Ключевые выводы:
- Самая большая ошибка? Игнорировать пользователей. Многие команды зацикливаются на собственных идеях, вместо того чтобы поговорить с реальными людьми.
- Иллюзия «видения». Легко влюбиться в идею в вакууме, но без участия пользователей это всего лишь догадка.
- Страх обратной связи = медленный прогресс. Команды откладывают запуск, потому что не хотят слышать негативную обратную связь — а ведь именно она очень важна.
- Реальность такова, что пользователи определяют успех. Единственный способ создать то, что нужно людям, — начать взаимодействовать с ними как можно раньше и чаще.
2. Функциональность и юзабилити
Дело не только в том, что может делать продукт, но и в том, насколько легко люди могут с ним взаимодействовать. Будь то цифровые или физические продукты, они должны быть интуитивно понятными, доступными и простыми в использовании.
Наша задача — проектировать логичные интерфейсы с понятной навигацией и обеспечивать удобство для всей аудитории, включая людей с ограниченными возможностями. Цель — не только функциональность, а создание опыта, который будет максимально комфортным.
Да, прежде всего продукт должен работать, но отличный дизайн делает его удобным и даже приятным. Юзабилити касается не только людей с нарушениями, речь идет о проектировании с учетом реальных жизненных ситуаций: уставшие пользователи, пользователи, которые не могут сосредоточиться, даже пьяные пользователи. Например, здоровый человек может иметь в распоряжении только одну руку, поскольку в другой руке он держит ребенка.
Иерархия UX-потребностей — аналог пирамиды Маслоу
- Функциональность — продукт должен работать. (Например: банковское приложение позволяет войти в систему и управлять своими деньгами).
- Надежность — пользователи должны чувствовать себя в безопасности, особенно в таких чувствительных отраслях, как финансы.
- Удобство — навигация должна быть интуитивно понятной, и все должно работать так, как ожидается. (Большинство продуктов останавливается на этом уровне).
- Удовольствие — опыт должен быть приятным, он должен задавать новые стандарты (например, приложение Robinhood изменило финансовую систему, сделав инвестирование доступным для каждого).
Как я использую AI на этом этапе

- ChatGPT — для быстрого поиска информации, а также как спарринг-партнера для обмена идеями.
- Raycast AI Chat — для написания текстового контента с учетом голоса бренда.

«Оглянитесь вокруг. Вы каждый день делаете выбор на основе дизайна.
Даже если вы не можете спроектировать эти вещи самостоятельно, это не отменяет вашей способности решать, что перед вами именно тот стул, на котором вы хотите сидеть, или именно та обувь, которую вы хотите носить, или именно тот автомобиль, который вы хотите купить.
Вы узнаёте плохой дизайн, когда сталкиваетесь с ним. От каждого стула, посидев на котором вы ощутили боль в пояснице, каждой кофейной чашки, которая обожгла вам руку, каждого раза, когда ваш палец нажимал на экране телефона неправильную ссылку, до каждого сайта бронирования авиабилетов, который выводил вас из себя. Вы знаете, что такое плохой дизайн. Вы его ненавидите».
«Вы мой любимый клиент»
Майк Монтейро
Ключевые выводы:
- Дизайн влияет на наши решения, осознаем мы это или нет. Не нужно быть дизайнером, чтобы распознать плохой дизайн — каждый из нас хоть раз сталкивался с ним, будь то неудобный стул или запутанный интерфейс.
- Юзабилити имеет значение, потому что плохой дизайн вызывает разочарование — продукт может быть функциональным, но если им сложно или неприятно пользоваться, люди будут избегать его. Отличный UX — это не просто нечто факультативное, пользователи ожидают его получить. Компании, которые игнорируют юзабилити, проиграют тем, кто ставит его во главу угла.
3. Визуальный дизайн
Хороший дизайн — не только эстетика, речь идет о том, чтобы сделать опыт более комфортным и эффективным. Продуманный интерфейс помогает пользователям сориентироваться, минимизирует путаницу и упрощает взаимодействие.
Ключевые принципы визуального дизайна
- Иерархия — Управление вниманием — Хороший дизайн помогает пользователям сосредоточиться на главном. Подумайте о любой целевой странице — что притягивает ваш взгляд в первую очередь? Заголовок? CTA-кнопка? Это потому, что дизайнеры используют размер, цвет и отступы для создания визуальной иерархии. Без нее все элементы будут конкурировать за внимание, и пользователь просто не поймет, куда двигаться дальше.
- Последовательность — Чтобы все казалось знакомым —Наш мозг любит шаблоны. Когда кнопки, меню и другие элементы работают по одним и тем же правилам, пользователям не нужно думать — они просто знают, что делать. Представьте, если бы в каждом приложении был свой способ закрытия окон. Вы бы сошли с ума! Последовательность укрепляет доверие и делает интерфейсы интуитивно понятными.
- Типографика и цвет — Больше, чем просто стиль — Это не просто элементы эстетики, они напрямую влияют на удобство использования. Вы когда-нибудь пробовали читать светло-серый текст на белом фоне? Это мучительно. Высокая контрастность улучшает читаемость, а выбор шрифта может изменить восприятие продукта. Например, в финансовом приложении уместен массивный, внушающий доверие шрифт, а в приложении для медитации — мягкий и дружелюбный.
- Простота — Меньше значит больше — Одна из самых больших ошибок — пытаться уместить в интерфейсе как можно больше деталей. Каждый элемент на экране должен выполнять конкретную задачу. Отличный пример — Apple. Вспомните их продуктовые страницы: никаких отвлекающих элементов, никакого беспорядка, только четкое сообщение и интуитивно понятная навигация. Простой не значит скучный, простой значит понятный.
Хороший дизайн — это не про украшательство, а про ясность. Когда продукт хорошо спроектирован, пользователям не нужно прикладывать титанические усилия, чтобы выполнить стоящие перед ними задачи, они просто берут и делают.
Как я использую AI на этом этапе

- Visual Electric — для генерации изображений, которые невозможно найти на стоках.
- Stark — для проверки цветового контраста и доступности.
Ключевые выводы:
Как мы уже убедились, визуальный дизайн — это не только эстетика, но и функциональность, ясность и удобство. Но это не значит, что красота не имеет значения. На самом деле, отличный дизайн представляет собой баланс между юзабилити и эстетикой.
Вот почему мне нравится эта цитата:
«Не делайте что-то, если это не нужно и не полезно; но если это и нужно, и полезно, сделайте это красиво».
Джошуа Портер
Отличный дизайн — это не только то, что делает продукт, но и то, что он заставляет людей чувствовать. Если мы можем создать что-то функциональное, надежное и простое в использовании, почему бы не сделать это еще и красивым?
4. Прототипирование и итерации
Одно из самых больших различий между физическими и цифровыми продуктами — то, как они развиваются с течением времени. Физические продукты остаются статичными с момента изготовления — если в них обнаруживаются недостатки, исправление предполагает возвращение по цепочке поставок, перепроектирование деталей и месяцы ожидания, прежде чем покупатели увидят улучшения.
Цифровые продукты? Совершенно другая история.
Они обладают гибкостью, которая позволяет постоянно улучшать результат, тестировать его и вносить необходимые правки. Команды не стремятся с первого раза создать нечто совершенное. Они работают итерациями, что обеспечивает актуальность и соответствие ожиданиям пользователей.
- Цифровые продукты постоянно развиваются: Если функция не работает, мы исправляем ошибки. Если пользователи испытывают трудности, мы оптимизируем дизайн. Такая возможность быстрого обновления позволяет цифровым продуктам непрерывно развиваться.
- Скорость имеет значение: Компании, которые работают быстрыми итерациями, имеют огромное преимущество. Они не ждут, когда их продукт станет «идеальным», а тестируют, запускают, собирают обратную связь и совершенствуют. Подумайте о таких приложениях, как Instagram* или Spotify — вы помните их первые версии? Скорее всего, нет, потому что они сильно эволюционировали благодаря постоянным обновлениям и работе с отзывами пользователей.
- Итерации vs Совершенство: Слишком многие команды зацикливаются на попытках сделать что-то идеальное до запуска. Но совершенство — это подвижная мишень: то, что работает сегодня, может не работать завтра. Вместо этого лучшие цифровые продукты фокусируются на обучении, адаптивности и совершенствовании с течением времени.
Реальная сила цифровых продуктов заключается не только в том, что они могут меняться, но и в том, что они должны меняться, чтобы оставаться актуальными. Лучшие продукты никогда не бывают по-настоящему завершенными.
Как я использую AI на этом этапе

- Lovable, Replit и V0 — для быстрого создания функциональных прототипов, которые гораздо более эффективны для получения обратной связи, чем статичные макеты или Figma-прототипы.
«Я стараюсь регулярно общаться с пользователями. Многие люди избегают этого, потому что это некомфортно.
Я научился этому у Райана Делка много лет назад. Он встречал людей, которые говорили, что пользуются его продуктом, и отвечал: «Это потрясающе», но затем сразу же спрашивал: «Что мы могли бы сделать лучше?».
Это такой простой, но пугающий вопрос. Большинство людей предпочли бы спросить, что кому-то нравится в их продукте, потому что это менее болезненно».
Натан Барри
Ключевые выводы:
Как мы уже говорили, цифровые продукты обладают уникальным преимуществом — они могут развиваться. Но чтобы дорабатывать их, нам необходима одна важная вещь — реальная обратная связь.
Однако многие команды по-прежнему уклоняются от нее. Они предпочитают услышать, что людям нравится в их продукте, чем столкнуться с суровой правдой о том, что не работает. Но лучшие продукты получаются не у тех, кто избегает дискомфорта, а у тех, кто принимает его и использует как точку роста.
Лучшие команды не просто слушают, что говорят люди, — они жаждут получить обратную связь. Они не ждут, пока проблемы проявятся, а ищут их. Потому что каждый отличный продукт создается не в изоляции, а в постоянном диалоге с пользователями.
Заключение
Так что же отличает лучшие цифровые продукты? Дело не только в хорошей идее или сильном исполнении. Ключ к успеху — непрерывное обучение и совершенствование. Давайте еще раз пройдемся по основным тезисам.
- Постарайтесь понять своих пользователей. Мы начали с исследования пользователей, потому что это основа всего. Самая большая ошибка, которую совершают команды, — предполагать, что они и так знают, что нужно людям. Но основа лучших продуктов — не догадки, а умение слушать.
- Помните о юзабилити. Люди не должны испытывать трудности при использовании продукта. Да, функциональность — отправная точка, но именно удобство делает его успешным. Никто не хочет возиться с интерфейсом и прилагать чрезмерные усилия, чтобы выполнить простую задачу.
- Визуальный дизайн направляет пользователей, а не просто играет декоративную роль. Важна не только эстетика, но и коммуникация. Хорошо спроектированный продукт устраняет путаницу, укрепляет доверие и упрощает взаимодействие. Дело не в том, чтобы сделать интерфейс «красивым», а в том, чтобы сделать его понятным.
- Совершенствуйте продукт с учетом обратной связи. Лучшие цифровые продукты не создаются с первой попытки. Их запускают, собирают обратную связь и дорабатывают итерациями. Самое главное различие между посредственным и отличным продуктом — готовность команды постоянно совершенствовать результат.
В конце концов, отличные продукты не создаются в вакууме. Они не основаны на видении одного человека. Это результат общения с реальными пользователями, постоянного обучения и продуманного дизайна. Именно команды, которые придерживаются такого подхода, создают продукты, которые нравятся людям.
* Meta признана в РФ экстремистской организацией