В сегодняшней статье мы разберем, как соотносятся эти два процесса, какую роль играет каждый из них в нашей работе и какие инструменты можно использовать для решения соответствующих задач.
Прототипирование и тестирование — важные этапы процесса проектирования, которые помогают дизайнерам превратить абстрактные идеи в конкретные решения. В сегодняшней статье мы разберем, как соотносятся эти два процесса, какую роль играет каждый из них в нашей работе и какие инструменты можно использовать для решения соответствующих задач.
Прототипирование помогает воплотить идеи в реальность, визуализировать их, а также выявить и устранить любые проблемы на раннем этапе. Тестирование же гарантирует, что эти идеи будут работать в реальных сценариях. Вместе эти два процесса позволяют создавать качественные, интуитивно понятные интерфейсы.
Веб-дизайн — это не только эстетика, но и решение бизнес-задач и проблем пользователей. Наши интерфейсы должны быть интуитивно понятными, функциональными и эффективными, лишь в этом случае у людей останутся приятные впечатления от взаимодействия с ними.
Прототипирование и тестирование — важные процессы, которые помогают превратить абстрактные идеи в конкретные решения. В этой статье мы расскажем, какую роль они играют, как работают и какие инструменты выбрать для достижения соответствующих целей.
Прототипирование: визуализация идей
Прототипирование — создание черновой версии веб-продукта для визуализации его структуры, логики и UX. Существует несколько разновидностей прототипов:
Низкодетализированные прототипы (вайрфреймы)
Это наброски на бумаге или простые макеты, не предусматривающие интерактивности.
👍🏻Преимущества:
- Быстро и дешево — отличный вариант для небольших проектов.
- Легко вносить изменения, что обеспечивает гибкость и адаптивность.
- Помогают сосредоточиться на функционале, а не на внешнем виде продукта.
- Нет лишних отвлекающих деталей.
- Способствуют творчеству и появлению новых идей.
👎🏻Недостатки:
- Может быть сложно визуализировать, как будет выглядеть и работать конечный продукт.
- Трудно тестировать — результаты не отразят, как пользователи будут взаимодействовать с продуктом в реальной жизни.
- Может возникнуть недопонимание внутри команды или между клиентом и командой разработчиков, что приведет к задержкам или ошибкам.
- Не подходят для более сложных проектов в силу отсутствия необходимых функций и возможностей.
Среднедетализированные прототипы
Это цифровые макеты с минимальной интерактивностью.
👍🏻Преимущества:
- Достаточно проработаны, чтобы понять логику и путь пользователя.
- Подходят для тестирования с реальными пользователями.
- Более понятны для команды и клиентов, чем простые наброски.
- Легко и быстро обновляются.
- Дешевле и проще, чем высокодетализированные прототипы.
👎🏻Недостатки:
- Не отражают финальный дизайн.
- Требуют больше времени и навыков, чем простые прототипы.
- Не позволяют в полной мере оценить опыт пользователей.
- Есть риск потратить время на ненужные детали.
Высокодетализированные прототипы
Это полностью интерактивные макеты, которые очень похожи на конечный продукт.
👍🏻Преимущества:
- Максимально точная визуализация продукта.
- Подходят для полноценного тестирования.
- Четкая коммуникация с командой и клиентом.
- Ошибки могут быть выявлены на ранней стадии.
👎🏻Недостатки:
- Требуют много времени и сил.
- Сложнее вносить изменения.
- Визуал может отвлекать от оценки функциональности.
- Есть риск потратить время на ненужные детали.
Какую роль играют прототипы
Прототипы демонстрируют, как будет выглядеть и функционировать интерфейс, позволяя быстро оценить его эффективность.
1. Экономия времени и ресурсов
Прототипирование помогает выявить и исправить ошибки на ранней стадии, а это намного дешевле, чем вносить изменения в конечный продукт.
2. Согласование концепции
Прототип служит связующим звеном между дизайнерами, разработчиками и клиентами. Визуализация идеи помогает всем участникам достичь общего понимания проекта.
3. Фокус на UX
Создавая прототипы, дизайнеры могут сосредоточиться на опыте взаимодействия и продумать, как люди будут перемещаться между страницами, искать информацию и использовать те или иные функции.
4. Ускоренные итерации
Мы можем быстро дорабатывать прототипы с учетом полученной от пользователей обратной связи и предложений команды.
5. Снижается риск неудачи
Прототипирование позволяет протестировать разные идеи и определить, какие из них работают, а какие нет, прежде чем вкладывать в проект деньги и время.
Тестирование: проверка гипотез и доработка
Тестирование — процесс оценки дизайна для выявления проблем и обеспечения соответствия продукта поставленным целям (как пользователей, так и бизнеса). Существуют следующие виды тестирования:
1. Тестирование юзабилити
Это оценка опыта взаимодействия. Цель состоит в том, чтобы понять, насколько легко пользователи могут выполнять свои задачи с помощью интерфейса.
Например:
- Как быстро они могут найти нужный раздел?
- Понимают ли они, как быстро оформить заказ?
2. A/B-тестирование
Сравнение двух версий интерфейса с целью определить, какая из них более эффективна.
Например:
- Изменится ли конверсия, если мы поменяем цвет CTA-кнопки?
- Какой заголовок привлекает внимание больше?
3. Функциональное тестирование
Проверка кнопок, форм, меню и других элементов интерфейса. Цель — убедиться в том, что все функции работают правильно.
Например:
- Валидация форм (тестирование отправки данных через контактные формы, формы регистрации и другие формы).
- Функциональность кнопок и ссылок (проверка того, что все кнопки кликабельны и правильно выполняют свою функцию, например, кнопка «Добавить в корзину»).
- Интерактивные элементы (тестирование выпадающих меню, слайдеров, вкладок и каруселей).
4. Кросс-браузерное тестирование
Позволяет убедиться, что продукт функционирует корректно в разных браузерах (Chrome, Safari, Firefox) и на разных устройствах (смартфонах, планшетах).
Например:
- Проверка отображения интерфейса (насколько правильно отображаются шрифты, цвета и стили в разных браузерах).
- Производительность (проверка скорости загрузки страниц в разных браузерах, например, Safari может работать с анимацией быстрее, чем Firefox).
- Поддержка мультимедиа (проверка воспроизведения видео и аудио, например, видео может работать в Chrome, но не воспроизводиться в других браузерах).
5. Анализ пути пользователя
Анализ пути, который проходят ваши пользователи для выполнения важных задач, таких как оформление заказа, позволяет выявить точки, где они могут столкнуться с трудностями и разочарованиями.
Например:
- Вход в систему (пользователь находит форму регистрации и заполняет ее для успешного создания учетной записи).
- Навигация по сайту (пользователь перемещается по меню и разделам сайта, чтобы найти нужную информацию, например телефон компании).
- Оформление подписки (пользователь выбирает план подписки, предоставляет платежные реквизиты и успешно активирует услугу).
Какую роль играет тестирование
1. Повышение удобства
Тестирование помогает понять, насколько интерфейс соответствует ожиданиям пользователей. Если продукт будет слишком сложным или неудобным, люди откажутся от дальнейшего взаимодействия, несмотря на привлекательный дизайн.
2. Рост конверсии
Тестирование гипотез помогает найти эффективные решения, увеличивающие количество покупок, регистраций и других целевых действий.
3. Снижение риска ошибок
Тестирование позволяет выявить ошибки, которые могли бы негативно отразиться на опыте пользователей и нанести ущерб репутации бренда.
4. Оптимизация ресурсов
Исправление ошибок после запуска продукта обходится значительно дороже, чем их выявление и устранение на этапе разработки.
Как связаны прототипирование и тестирование?
Прототипирование и тестирование вместе образуют цикл. 🔄Прототип служит основой для тестирования, которое, в свою очередь, позволяет получить данные для доработки прототипа. Этот цикл продолжается до тех пор, пока продукт не станет достаточно удобным и функциональным.
Пример цикла:
1. Создание прототипа: Дизайнер создает макет будущего продукта.
2. Тестирование прототипа: Команда тестирует прототип с реальными пользователями, чтобы понять, насколько простым и понятным он получился.
3. Внесение изменений: Дизайнер вносит в прототип правки с учетом обратной связи, полученной в ходе тестирования.
4. Повторное тестирование: Команда тестирует обновленный прототип, чтобы убедиться, что изменения были успешными.
Практический пример:
По статистике Toast, простое изменение цвета кнопки «Добавить в корзину» может увеличить конверсию на несколько процентов.
Инструменты для прототипирования и тестирования
Прототипирование
1. Figma: Лидер в создании интерактивных прототипов с удобным интерфейсом и обширным функционалом.
2. Adobe XD: Универсальный инструмент, который позволяет работать с анимацией и интерактивными функциями.
3. Sketch: Идеально подходит для проектирования интерфейсов, но может быть недостаточно гибким для создания интерактивных прототипов.
4. Axure: Подходит для создания сложных интерактивных прототипов.
Тестирование
1. Hotjar: Дает представление о том, как пользователи взаимодействуют с интерфейсом (тепловые карты, клики, поведение).
2. UserTesting: Собирает отзывы реальных пользователей.
3. Google Optimize: Позволяет проводить A/B-тесты, чтобы понять, какая версия продукта работает лучше.
4. BrowserStack: Позволяет протестировать интерфейс в разных браузерах и на разных платформах.
5. Maze: Юзабилити-тесты с использованием прототипов из Figma и Sketch.
Заключение
Прототипирование и тестирование — важнейшие шаги на пути к созданию успешных цифровых продуктов. Если первое позволяет быстро визуализировать идеи и как можно раньше исправить ошибки, то второе гарантирует, что эти идеи будут хорошо работать на практике. Вместе они образуют цикл, который повторяется снова и снова, пока продукт не получится достаточно функциональным и эффективным.