Возможно вы не замечали, но Квентину Тарантино удалось впихнуть тонны разнообразных шрифтов во вступительные титры своих фильмов, и это сошло ему с рук.
Квентин Тарантино — выдающийся режиссер, чьи шедевры с сочными, насыщенными событиями сюжетами умело играют с вашим разумом и эмоциями. Он всегда заботится о деталях, грамотно расставляя их по своим местам в сюжетной линии. Но обращали ли вы внимание на то, какие шрифты он выбирает для названий и титров своих фильмов?
В искусстве для Тарантино не существует никаких рамок, и это выражается даже в том, как он оформляет заставки к своим фильмам. Стоит отметить, что этот человек — настоящий маньяк киношрифтов! В большинстве его фильмов мы можем увидеть последовательную цепочку шрифтов, которые с гордостью демонстрируются не менее 3-х минут. Он использует так много вариантов типографики не из жадности: шрифты, которые Квентин выбирает для своих фильмов, нельзя назвать неуместными.
Будучи относительно умеренным поклонником его творчества (и большим поклонником Джона Траволты, кстати), я никогда не обращала на это внимания, пока не посмотрела последний фильм «Однажды в Голливуде» с его ретро-эстетикой 60-х годов. Движимая любопытством, смешанным с желанием узнать больше о предпочтениях Квентина Тарантино в типографике, я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие по его фильмам, вышедшим с 1992 по 2019 год.
“Бешеные псы”
История киношрифтов Тарантино была долгой и тернистой. Вернемся назад и начнем рассказ с самого первого фильма, созданного Квентином, — «Бешеные псы». Этот малобюджетный криминальный триллер задал тренд на горчично-желтые вступительные титры, которые стали узнаваемой чертой всех работ Тарантино. Здесь используется шрифт Garamond — довольно стандартный, но удивительно вписывающийся в атмосферу.
Возможно, вам больше знаком шрифт с рекламного постера, который совсем не похож на вышеупомянутый. Честно говоря, я не смогла найти достоверную информацию об оригинальном шрифте, но хотела бы предложить вам достойную замену — шрифт “Reservoir Dogs”, безупречно повторяющий его.
Шрифты от Pacific Title & Art Studio
Сказать, что я была сбита с толку, прочитав про компанию “Pacific Title & Art Studio”, значит не сказать ничего. Почему? Согласно тем немногочисленным сведениям, которые мне удалось собрать для этой статьи, голливудский постпродакшн-бренд Pacific Title & Art Studio был основан в 1919 году.
Он создал 245 дизайнов заставок для самых популярных фильмов в мире, таких как «Миссия невыполнима», «Кинг Конг», «Секс в большом городе», «Бойцовский клуб», «Пираты Карибского моря» — список можно продолжать бесконечно.
Но, при всем уважении, почему деятельность этой легендарной студии никак не освещалась в СМИ? Ни на их веб-сайте, ни на странице в Википедии нет актуальных новостей, работ, совершенно ничего.
Что касается двух сокровищ ранней поп-культуры — «Криминальное чтиво» и «Джеки Браун» — с их желтыми брусковыми шрифтами с оранжевыми обводками, здесь нам также следует отдать должное Pacific Title & Art Studio. Эта компания имеет огромный опыт изготовления шрифтов для вступительных титров.
В 2007 году студия столкнулась с кризисом, в итоге закончившимся ее ликвидацией. Но ее наследие продолжает существовать, и следующие два примера — яркое тому доказательство.
“Криминальное чтиво”
Признайтесь, у вас в голове звучит классический саундтрек к фильму, когда вы смотрите на заставку? Я чертовски люблю эту песню! Но типографские решения поражают меня еще больше, поскольку примерно за 2 минуты на экране сменяют друг друга шрифты в нескольких стилях.
Самое первое, что мы видим, — надпись “фильм Квентина Тарантино”, набранная шрифтом в стиле ар-деко ITC Busorama, разработанным Томом Карнасе в 1970 году. Некоторые глифы — буквы S, T и A — были изменены.
Затем на экран медленно выползает классический заголовок «Криминальное чтиво», набранный шрифтом Aachen Bold — неизменное украшение постеров, давно ставших привычным элементом интерьера в комнатах хипстеров по всему миру (не берусь судить, культовый снимок Умы Турман просто изумителен).
Яркий, притягивающий взгляд горчично-желтый оттенок объединяет разные типографские решения в одну визуальную комбинацию. Ослепительный ретро-стиль сделал его еще более узнаваемым (кстати, он также может украсить любую вашу работу).
Последующие титры — весь актерский состав, начиная с Джона Траволты, Сэмюэля Л. Джексона и заканчивая упоминанием Квентина Тарантино — набраны шрифтом ITC Benguiat. Все шрифты представлены в различных контрастных стилях, что глубоко завораживает и трогает зрителя.
“Джеки Браун”
Сначала расскажу вам пару интересных фактов об этом фильме. Главную роль Джеки Браун сыграла Пэм Гриер, американская актриса, снявшаяся в череде популярных в 70-х боевиков в жанре блэксплотейшн. Один из них назывался «Фокси Браун». Фильм Тарантино имеет не только “Браун” в названии, ту же актрису в главной роли, но и использует тот же шрифт — ITC Benguiat Caslon. Голова кругом!
Шрифт, которым набрана фраза «Quentin Tarantino film» (фильм Квентина Тарантино) — еще одна винтажная находка, дань уважения кинокультуре 70-х и, в частности, “Фокси Браун” — Goudy Heavy. Кастомная типографика для представления актерского состава была основана на таких жизнерадостных ретро-шрифтах, как Imperator Script и Filmotype Hudson.
И снова: та же ретро-эстетика в желтых тонах и «пухлые» буквы, секрет которых заключается в оригинальных штрихах. Возможно, такой экстравагантный шрифт — избитый прием, однако насыщенный цвет в сочетании со смелыми формами — формула, которая работает безотказно.
Конечно, во вступительных титрах полно других шрифтов, но есть что-то общее во многих фильмах Тарантино. Существует три шрифта, которые встречаются в них чаще всего: Busorama, Friz Quadrata и ITC Bookman. Я покажу их чуть позже. Все, что вам нужно знать прямо сейчас, — они присутствуют в вышеупомянутых фильмах.
Знакомьтесь, Джей Джонсон!
Вы настоящий фанат, если знаете, что большинство шрифтов для фильмов Тарантино были разработаны Джеем Джонсоном — дизайнером моушн-графики, аниматором и иллюстратором из Колорадо. Он унаследовал обязанности “Pacific Title” вместе с их классическими шрифтами, которые я упоминала выше.
Таинственному гению типографики удалось уловить подходящее настроение и создать уникальные шрифтовые композиции. Он участвовал в производстве всех фильмов, выпущенных в 2003 году и позднее.
“Убить Билла”
Мой первый фильм Тарантино, который оставался любимым на протяжении долгого времени. Что касается типографики, этот проект наименее красочный, минималистичный и без привычных желтых оттенков. Такое решение продиктовано желанием подражать нуарному настроению классических фильмов Акиры Куросавы. Тем не менее, вступительные титры по-прежнему наполнены множеством шрифтов.
Пришло время поближе познакомиться с «могучей тройкой» киношрифтов, созданных Джеем Джонсоном, которые уже стали визитной карточкой Тарантино и появляются практически в каждом его фильме: Busorama, ITC Bookman и Friz Quadrata. Они представлены во вступительных титрах обоих фильмов «Убить Билла, часть 1» и «Убить Билла, часть 2».
Если вы думаете, что на этом буйство шрифтов в фильмах закончилось, вы сильно ошибаетесь. Джонсон добавил в титры еще два шрифта: Palatino и Avant Garde — разница между ними просто огромна! Почему он вообще посчитал подобное сочетание гармоничным?
“Доказательство смерти”
Возможно, вы не согласитесь с этим утверждением, но «Доказательство смерти» не кажется таким же захватывающим, как другие фильмы Тарантино. Тем не менее, это ничуть не делает его менее качественным. Шрифт, который используется в самом начале фильма, называется Hobo. Он транслирует радостное настроение с нотками ретро (жаль, что кадр длится всего около 3 секунд).
Название фильма появляется словно гром среди ясного неба — очень неожиданное и контрастное по сравнению с предыдущими красочными титрами. Я могу долго рассуждать о философии символов в титрах каждого фильма, но будет больше пользы, если вы сами взглянете на них. Такой простой шрифт Futura PT для основного названия фильма — нестандартный выбор.
Присмотревшись к причудливым буквам в стиле ретро на следующем кадре, вы, вероятно, заметили, что надпись “фильм Квентина Тарантино” и остальные вступительные титры с именами членов съемочной группы набраны Cooper Black — скругленным шрифтом с засечками, который намеренно был немного искажен. О желтом оттенке нечего и говорить.
Кричащий красный киношрифт Джея Джонсона использовался в трейлере фильма и на официальном постере, а это означает, что, скорее всего, его нельзя свободно найти в сети. К счастью, я встретила на Behance другой шрифт, имитирующий стилистику оригинала.
“Бесславные ублюдки”
Пришло время рассказать об удушающей сатире, которую подарил миру фильм Квентина Тарантино “Бесславные ублюдки”. Здесь мы снова сталкиваемся с обилием шрифтов. Во вступительных титрах мы видим четыре разных шрифта во всей их красе. В целом, это уже не выглядит так необычно, однако типографика стала заметно более персонифицированной.
Действие фильма происходит в оккупированной Франции 1944 года, и типографика отражает эту атмосферу. Перед нами предстает блочная, массивная, старомодная надпись, будто набранная на печатной машинке, — шрифт Ziggurat. Этот брутальный шрифт — метафорическое отражение жесткости правящего режима, и он полностью соответствует фоновому саундтреку.
Название фильма было написано мастером от руки. Эта фраза была отсканирована с титульного листа финального варианта сценария, законченного в июле 2008 года. Очень хитрый и оригинальный подход, на мой взгляд.
А что насчет остальных участников этой симфонии шрифтов? Это уже знакомые нам Avant Garde и Friz Quadrata — они слишком хороши, чтобы присутствовать только в одном фильме режиссера.
“Джанго освобожденный”
Я облазила весь Интернет в поисках шрифта, использованного в титрах этого фильма и спустя некоторое время мне пришлось признать, что моя миссия полностью провалилась. Оказалось, что этому есть логичное объяснение: шрифт Django Unchained был разработан на заказ. Он был нарисован полностью с нуля. Это дань уважения итальянскому кинорежиссеру Серджио Леоне.
Ходят слухи, что Салли Менке, киноредактор Квентина Тарантино, работала вместе с Серджио над его великолепными фильмами. Но это ложь, поскольку Салли Менке скончалась в 2010 году и не могла участвовать в создании «Джанго освобожденного», вышедшего на экраны в 2012. Поэтому не верьте людям на форуме, доказывающим обратное.
Похоже, единственное решение — предложить вам близкий аналог шрифта Django Unchained, и это шрифт Dobra Slab в начертании Black.
Найти шрифт, которым написано слово «unchained» (освобожденный) оказалось гораздо проще — это Bank Gothic, и он практически не подвергся изменениям.
“Омерзительная восьмерка”
Джонсон разработал для фильма «Омерзительная восьмерка» прекрасный шрифт, вдохновленный духом спагетти-вестерна. Он достаточно мультяшный, чтобы перекликаться с сюжетом (особенно с кадрами кровавой бани в самом конце), и причудливый, будто намекающий на то, чем все закончится. Два шрифта для основных вступительных титров являются полностью эксклюзивными, поэтому здесь не будет ссылки на скачивание 😔.
Фильмы Тарантино не были бы его фильмами без повторения лучших шрифтов, которые уже были использованы в предыдущих фильмах, — Ziggurat и Friz Quadrata.
Я просто не могу оставить вас ни с чем, поэтому позвольте мне представить шрифт с постера «Омерзительной восьмерки» в качестве компенсации. Снежную бурю “прорезает” надпись, набранная “шероховатым” Stymie Extra Bold — это еще один потрясающий шрифт в вашу копилку.
“Однажды в Голливуде”
Завершаем изучение дизайнерских решений Квентина Тарантино последним созданным им фильмом “Однажды в Голливуде”, в основу которого легла печально известная история Шэрон Тейт и Романа Полански.
Комментировать здесь особо нечего — главная надпись представляет собой точную копию классического шрифта Hollywood Hills. Я уверена, что такое решение было принято с целью полного погружения в атмосферу Лос-Анджелеса 1960-х годов. Подпись “фильм Квентина Тарантино” набрана ITC Busorama, а имена актеров — шрифтом Romana — оба шрифта отлично отражают атмосферу шестидесятых. Что странно, название фильма появляется только в заключительных титрах.
Количество культовых шрифтов, которые Тарантино использовал в своих творениях, вызывает восторг. Мне было интересно найти какую-то закономерность в выборе типографики и, возможно, снова влюбиться в его фильмы. Сколько других режиссеров делают так же? Надеюсь, сегодня мне удалось еще раз продемонстрировать вам экстраординарное чувство стиля Тарантино и пополнить вашу коллекцию отличными шрифтами, вдохновляющими на создание новых крутых проектов!