Самая большая скидка - 10 000 рублей
c нуля до middle+

Создаем простой для восприятия дизайн: лучшие практики

Чтобы сформировать первое впечатление, достаточно пары секунд. Успех цифровых продуктов во многом зависит от того, насколько быстро пользователи могут уловить основное сообщение. Но как сделать простым для восприятия сложный интерфейс? Здесь нам на помощь приходит glanceable UX. Сегодня мы разберем, что это за подход и какие принципы и когнитивные механизмы лежат в его основе.

Что такое glanceable UX

Glanceable UX (от слова «glance», взгляд) — это дизайн, который позволяет пользователям получить необходимую информацию быстро и легко, затратив минимум когнитивных усилий. По сути, речь идет о проектировании для быстрого понимания, а возможность мгновенно ухватить суть, несомненно, является жизненно важным навыком в мире с постоянным дефицитом времени и информационной перегрузкой.

Термин «glanceable» берет свое начало в дизайне периферийных устройств. Подобные устройства обычно располагаются на границах поля зрения пользователя и предоставляют информацию таким образом, чтобы ее можно было легко воспринять, не отвлекаясь от основной деятельности.

Пример — Ambient Orb, который светится разными цветами, сигнализируя об изменениях фондового рынка. Обеспечивая плавный переход с периферии в центр внимания, glanceable-устройства воплощают в себе принципы так называемых «спокойных технологий» — технологий, которые информируют, не требуя дополнительных усилий.

Поскольку преимущества такого дизайна универсальны, со временем указанные идеи распространились и на все остальные интерфейсы. Сокращая необходимые для интерпретации время и когнитивные усилия, мы помогаем пользователям принимать более быстрые и точные решения.

В отраслях, где ставки особенно высоки, например, в авиации или здравоохранении — такая эффективность может даже спасти чью-то жизнь. Но простота восприятия важна не только в критических ситуациях; она играет значительную роль в повышении удобства систем, которые мы используем каждый день, — от управления «умным домом» до взаимодействия с лентами социальных сетей.

Glanceable UX требует меньше внимания и обеспечивает быстрое понимание контента. Наша задача — использовать основные элементы дизайна – лейаут, контраст, иерархию и т.д. — таким образом, чтобы люди могли мгновенно определить, что важно, а что нет.

Независимо от того, является ли интерфейс визуальным, слуховым или тактильным, суть glanceable-дизайна заключается в его способности упрощать пользовательский опыт. Сегодня мы сфокусируемся на визуальном аспекте такого дизайна и изучим влияющие на него факторы и стратегии, которые помогают сделать информационные взаимодействия более интуитивными и эффективными.

Glanceable UX с точки зрения когнитивной науки

В основе glanceable UX лежат принципы, уходящие корнями в когнитивную науку, в частности в концепцию визуального поиска. Когда пользователи взаимодействуют с интерфейсом, они осуществляют визуальный поиск, чтобы обнаружить и интерпретировать релевантную информацию. Этот процесс включает в себя два основных механизма: нисходящее внимание, обусловленное целью, и восходящее внимание, вызываемое внешним стимулом.

Как мы уже отметили, в основе нисходящего внимания лежат цели и знания пользователя. Например, когда люди ищут в перегруженном интерфейсе конкретную иконку, мозг опирается на предыдущий опыт и ожидания, чтобы сузить область поиска. Эти когнитивные механизмы помогают найти нужную информацию, но могут требовать слишком много усилий, если дизайну не хватает логичной организации и интуитивных визуальных подсказок.

Напротив, восходящее внимание запускается внешними стимулами, такими как яркие цвета, резкие контрасты или движение. Эти механизмы срабатывают мгновенно и автоматически — наш взгляд непроизвольно притягивают элементы, которые выделяются. Например, мигающее уведомление на телефоне сразу же привлекает внимание, даже если пользователь не искал его специально.

В примере ниже Remote эффективно использует механизмы второго типа, чтобы привлечь внимание к оповещению, сигнализирующему о недостающих данных. Желтый цвет ассоциируется с опасностью и намеренно не используется в других частях интерфейса, а удачное расположение гарантирует, что сообщение не останется незамеченным.

Одновременно с этим панель навигации идеальна для применения нисходящих механизмов внимания. Вертикально выровненные ссылки с иконками упрощают восприятие категорий и служат интуитивными визуальными якорями. Такой дизайн позволяет быстро сканировать список опций и переходить от более широких категорий к более узким, минимизируя время и усилия, которые уходят на визуальный поиск.

Источник

Взаимодействие восходящих и нисходящих механизмов занимает центральное место в glanceable UX. Первые быстро привлекают внимание к важной информации, а вторые помогают пользователям интерпретировать ее и действовать в соответствии с ней. Вместе они обеспечивают практически мгновенное восприятие контента, делая интерфейсы одновременно эффективными и интуитивно понятными.

Достижение баланса зависит от фундаментальных переменных дизайна — строительных блоков графических пользовательских интерфейсов. В 1967 году французский профессор Жак Бертен в своей книге «Графическая семиология» выделил семь основных переменных – значение, цвет, текстура, форма, положение, ориентация и размер, — которые определяют, как визуальные элементы передают информацию и напрямую влияют на то, как пользователи воспринимают, ищут и понимают контент.

К счастью, модели человеческого восприятия этих переменных были тщательно задокументированы. Один из моих любимых ресурсов — сайт Growth.Design, создатели которого анализируют UX популярных приложений через призму психологии. Книги «Законы UX» Джона Яблонски и «100 главных принципов дизайна» Сьюзан Уэйншенк также дают множество полезных инсайтов. Хотя эти работы блестяще описывают поведение пользователей, они недостаточно глубоко исследуют когнитивные механизмы, лежащие в основе такого поведения.

Принципы glanceable UX

Glanceable UX занимает место на пересечении когнитивной науки и дизайна. Многочисленные исследования — от всестороннего тестирования визуального поиска до практического изучения принципов гештальта — позволили получить огромный объем знаний о том, как люди воспринимают и обрабатывают информацию. Но как применить эти инсайты в реальных решениях?

Здесь нам на помощь приходят Мэтьюс, Форлицци и Рорбах. Осознав необходимость соединить теорию и практику, они отсекли всё лишнее и разработали лаконичный фреймворк: «Принципы простого для восприятия дизайна» (Principles of Glanceable Design). Фактически, это чеклист для создания интуитивных и эффективных интерфейсов, которые позволяют мгновенно, без лишних когнитивных усилий уловить основное сообщения.

1. Дизайн должен соответствовать ожиданиям пользователей

Визуальные элементы должны соответствовать ментальным моделям пользователей. Под ментальными моделями мы понимаем внутренние представления, сформированные на основе личного опыта и убеждений.

Опираясь на такие концепции, как аффордансы (свойства объектов, которые подсказывают, как с ними можно взаимодействовать) и mapping (сопоставление действий и результата), этот принцип гарантирует, что люди смогут интуитивно, без дополнительных разъяснений понять функции элемента.

Например, Kajabi использует зеленый цвет для обозначения «здоровых контрактов», полагаясь на устоявшуюся ментальную модель — зеленый цвет = успех. Такое соответствие ожиданиям аудитории минимизирует необходимость сознательной интерпретации и повышает эффективность взаимодействия.

Источник

2. Используйте абстракции

Сокращайте информацию до ее наиболее узнаваемых составляющих. Согласно теории когнитивной нагрузки упрощение помогает рабочей памяти сфокусироваться на ключевых аспектах. Абстракции, не включающие лишних деталей, гарантируют, что пользователи смогут быстро уловить суть элемента интерфейса.

Этот принцип также связан с теорией распределенного познания, где абстрактные визуальные образы служат внешними когнитивными помощниками, делая информацию более доступной и простой для обработки. Отличный пример — календарь бронирования WIX, лейаут которого напоминает обычный бумажный календарь. Такой дизайн опирается на знакомый пользователям формат и минимизирует усилия, необходимые для интерпретации интерфейса.

Используя эту абстракцию, WIX — как и многие другие приложения — преодолевает разрыв между цифровым и физическим опытом. Абстрактная форма упрощает визуальное представление, сохраняя при этом достаточно привычный вид, чтобы ее можно было узнать с первого взгляда. Пользователи мгновенно определяют назначение календаря и начинают взаимодействовать с ним без подробных инструкций и когнитивного напряжения.

Источник

3. Сделайте визуальные элементы максимально заметными

Выразительность визуальных элементов опирается на принципы заметности и контрастности, тесно связанные с механизмами восходящего внимания. Такие концепции, как эффект фон Ресторфф (также известный как эффект изоляции), показывают, что элементы, отличающиеся по цвету, размеру или форме, с большей вероятностью привлекают внимание аудитории. Этот принцип соответствует закону гештальта «фигура–фон», согласно которому четкое отделение объекта от фона повышает визуальную ясность и узнаваемость.

Отличный пример — оповещение с синим фоном и белым содержимым (иконка, текст) на платформе Fiverr. Контрастное сочетание служит заметным визуальным якорем и мгновенно привлекает внимание пользователей. Эффективность этого дизайна подтверждают тепловые карты.

Другой прием, который использует Fiverr, — фото человеческого лица в карточке «Set Your Package» (Собери свой пакет услуг). Лица являются беспроигрышными опорными точками благодаря нашей врожденной склонности в приоритетном порядке распознавать человеческие черты. Эта концепция тесно связана с гештальт-принципом фокусных точек, который подчеркивает, что определенные элементы естественным образом становятся центром внимания в визуальной композиции и направляют пользователей в интерфейсе.

Скриншот слева, источник. Тепловая карта, сгенерированная Attention Insight

4. Поддерживайте согласованность

Согласованность визуальных элементов снижает когнитивную нагрузку, делая дизайн более привычным и предсказуемым. Этот принцип, берущий начало в теории схем, учитывает естественную склонность мозга к формированию и использованию шаблонов. Он также согласуется с законом Якоба, который гласит, что пользователи проводят большую часть своего времени на других сайтах и ожидают встретить в новом дизайне знакомые паттерны.

Например, сервис PandaDoc использует цветовое кодирование, чтобы связать инициалы на аватаре с соответствующими полями для заполнения. Благодаря последовательному применению цветовых ассоциаций в интерфейсе люди могут уловить эту связь с первого взгляда. Такой подход усиливает визуальные шаблоны и организует их предсказуемым образом, что позволяет пользователям сосредоточиться на выполнении своих задач вместо того, чтобы выяснять, как всё работает.

Источник

Заключение

В мире, одержимом идеей, что всего должно быть больше — больше функций, больше уведомлений, больше трендовых деталей — glanceable UX осмеливается сосредоточиться на меньшем. Меньше усилий, меньше путаницы, меньше барьеров. Он приглашает нас переосмыслить то, как мы представляем информацию и управляем вниманием аудитории, предлагая решения, которые не перегружают пользователей, а открывают перед ними новые возможности.

То, что началось как скромный эксперимент с периферийными дисплеями, превратилось в принцип, определяющий наше взаимодействие с миром. Это свечение Ambient Orb, изгиб иконки или идеально подобранный контрастный штрих, который притягивает взгляд, не отвлекая людей от главного.

Glanceable UX — это не про громкость и хвастовство, а про обдуманность, точность и уважение к ментальным ресурсам. Это акт эмпатии. Это напоминание о том, что отличные интерфейсы не просто отображают информацию — они встречают нас там, где мы есть, с тем, что нам нужно, именно в тот момент, когда это необходимо.

Источник
и
:
arrow