Как использовать взаимодействие для формирования устойчивых моделей поведения пользователей.
Данная статья демонстрирует потенциал взаимодействия в формировании поведенческих моделей. Для этого мы рассмотрим взаимодействие, которое Facebook Messenger развернул пару лет назад. Возможно, вы успели застать это взаимодействие. Если вы хотите понять о чем идет речь, посмотрите видео, представленное ниже.
Пользователи Android привыкли, что длительное нажатие на диалог показывает список действий, расположенных справа от него, которые вы можете предпринять относительно данного чата. Логично предположить, что происходило бы ровно то же самое, если бы вместо длительного нажатия вы сделали свайп по диалогу. Теперь это возможно! Если вы “свайпните” влево, то получите точно такой же эффект — справа от диалога появится список действий, которые можно совершить.
В этой статье мы разберем взаимодействия и поговорим о том, как Messenger умело использовал их для формирования модели поведения своих пользователей.
Но сначала давайте разберемся, из чего состоят взаимодействия.
1. Разбивка взаимодействия
Взаимодействие состоит из следующих частей:
- Действие пользователя (User Action) — действие, которое пользователь выполняет для взаимодействия с элементом интерфейса. В случае со смартфонами эти действия называются жестами. Некоторые примеры — касание, длительное нажатие, пролистывание и т.д.
- Реакции (Reaction) — реакцией называются изменения, происходящие с интерфейсом в результате действия пользователя. Реакция может распространяться как на один элемент, так и на несколько элементов интерфейса. Это может быть управление различными свойствами, такими как форма, ориентация, высота одного или нескольких элементов.
- Восприятие (Perception) — восприятием называется понимание того, как элементы интерфейса реагируют на определенное действие пользователя. Восприятие позволяет людям освоить принцип работы взаимодействий и понять, как работает продукт, тем самым выстраивая свои ментальные модели с течением времени.
Слишком сложно? Давайте рассмотрим пример.
Убер: Гамбургер
На видео выше показано меню Uber. Доступ к меню осуществляется следующим образом:
- Необходимо нажать на значок гамбургер (три горизонтальные полоски в левом верхнем углу) — действие пользователя;
- Значок гамбургер выдвигает меню с левого края экрана — реакция;
- Это действие сообщает пользователю, что меню остается в левой части экрана — восприятие.
Всякий раз, когда мы захотим открыть меню, оно будет появляться именно с левого края экрана и при закрытии возвращаться в то же самое место. Интересно, что закрытие меню осуществляется свайпом влево, который мы все совершаем интуитивно.
Но почему именно свайп влево, а не вправо или любое другое действие? Можно было бы сослаться на привычку, которая вырабатывалась у нас с течением времени, но не все так просто. Каждый раз, когда мы наблюдали реакцию интерфейса на совершаемое действие, у нас формировалось восприятие того, как функционирует гамбургер.
Если бы гамбургеры, как только они появились, вели себя по-другому, например: меню открывалось слева (так же, как и в примере выше), но закрывалось свайпом вправо — мы бы все интуитивно делали свайпы вправо, чтобы убрать его с экрана.
Каждое взаимодействие создает восприятие. Это восприятие формирует ментальные модели, а ментальные модели формируют поведенческие модели.
Очень важно, чтобы мы, как дизайнеры, думали о восприятии при разработке взаимодействия, поскольку:
- это элементарная необходимость;
- осознание этих восприятий может помочь разрушить барьер между вашим дизайном и ментальной моделью пользователя.
2. Возвращаясь к длительному нажатию в Messenger
Возвращаясь к теме, Messenger использует реакцию и восприятие взаимодействия для формирования модели поведения своих пользователей очень умным способом. При длительном нажатии возможные действия появляются справа, имитируя реакцию свайпа, создавая ощущение, что действия доступны только рядом с пунктом чата. Всем, кому известен принцип работы свайпа на смартфонах, эта реакция сообщает, что это действие может быть достигнуто и через свайп.
Во то время как свайп имеет четко определенную реакцию в приложениях, длительное нажатие не имеет стандартной реакции. В разных приложении оно может выполнять различные действия, например:
- позволяет выполнять многократный выбор элементов;
- получать доступ к действиям над отдельными элементами через список или диалоговое окно.
Невероятный способ, формирующий ментальную модель пользователей: связать длительное нажатие с реакцией на свайп с целью информирования пользователя о том, что существует взаимодействие с помощью свайпа.
Это, несомненно, одно из самых умных взаимодействий, которые я видел.
Почему свайп, а не длительное нажатие?
Вы, возможно, задаетесь вопросом, почему Facebook предпочитает взаимодействие свайпом вместо длительного нажатия. Ответ прост. В зависимости от ОС, к которой привыкли пользователи, их модели поведения отличаются:
- на Android наиболее распространенно взаимодействие — длительное нажатие;
- на iOS альтернативой длительному нажатию во многих случаях является свайп.
Если оценивать количественно, то свайп занимает меньше времени и усилий, чем длительное нажатие, что делает его гораздо более плавным по сравнению с длительным нажатием. Так что, возможно, именно поэтому Messenger предпочитает свайп над длительным нажатием.
Заключение
Поведенческие модели формируются ментальными моделями, которые строятся на опыте взаимодействия. Каждое взаимодействие пользователя с вашим продуктом может подтвердить или изменить (хотя не рекомендуется) устоявшуюся ментальную модель пользователя. Ключ к созданию опыта, формирующего модели пользователя желаемым образом — понимание того, какое восприятие создают наши дизайны и взаимодействия.