вебинар  «Прожарка мобильных приложений UPROCK» 19 сентября в 19:00 по мск!

Дневниковые исследования

Автор статьи:
,

Введение

Дневниковые исследования — это метод UX-исследования, который позволяет получить глубокое представление о поведении, действиях и впечатлениях пользователя.

В этом лонгриде мы рассмотрим преимущества и ограничения данного метода, когда его стоит использовать, а также процесс планирования, подготовки и проведение дневниковых исследований.

Особенности дневниковых исследований

Сбор контекстуальных сведений от участников в течение длительного времени делает дневниковые исследования отличным инструментом для понимания того, как пользователи ведут себя в повседневной жизни.

В зависимости от темы исследования дневниковые исследования могут быть как очень широкими, так и узконаправленными. Часто они направлены на изучение одного из следующих аспектов:

Общие паттерны поведения

Это помогает исследователям понять образ мышления, ментальные модели, привычки и стратегии пользователей.

Целевое использование продукта

Изучение взаимодействия аудитории с продуктом дает представление об их мотивах, моделях использования и всестороннем опыте применения этого продукта.

Целевая деятельность

Исследования конкретных действий, происходящих в течение определенного времени, помогают исследователям понять, как пользователи подходят к достижению целей, которые часто включают в себя множество аспектов.

Однако одна и та же тема может быть исследована с разными подходами. Например, как люди изучают и приобретают новый тарифный план мобильной связи. Подобные дневниковые исследования могут быть направлены как на изучение деятельности, связанной с одним конкретным продуктом или услугой, так и могут быть направлены на изучение долгосрочной потребительской стратегии пользователей. Участников исследования могут попросить записывать данные по мере их появления или предложить им делать это через заранее определенные промежутки времени.

Главная ценность дневниковых исследований заключается в их уникальной способности давать контекстное представление о поведении и потребностях пользователей. В отличие от других методов исследования, таких как юзабилити-тесты или интервью с пользователями, которые предоставляют данные наблюдений, собранные в лабораторных условиях, далеких от повседневного применения продукта, дневниковые исследования позволяют заглянуть в реальность взаимодействия аудитории с продуктами.

Команды разработчиков могут использовать эти данные для определения функций и требований UX, создавая продукт действительно ориентированный на пользовательских опыт.

Преимущества и ограничения

Существует множество путей, которые исследователи могут использовать для получения контекстуальных сведений о пользователях в их естественной среде, но ни один из них не лишен недостатков. Некоторые решения более дорогостоящие, чем другие, например, длительные полевые исследования. Другие могут быть несколько неестественными, например, просить пользователей повторить реальное поведение в лабораторных условиях. Или они могут быть ненадежными, например, попытка понять контекст задним числом с помощью опроса.

Дневниковые исследования обладают рядом преимуществ:

1. Демонстрируют динамику

Многие распространенные методы исследования не позволяют уловить, как время влияет на пользовательский опыт. Одна из самых веских причин для проведения дневниковых исследований заключается в том, что они позволяют исследователям эффективно собирать качественные данные от нескольких участников одновременно на длинных отрезках — без интенсивного полевого исследования или модерации.

2. Высокая детализация

Дневниковые записи обычно содержат много деталей о поведении участников, их эмоциях и реакциях на конкретные события или продукты. Эти детали могут дать понимание важных аспектов их поведения, которые могут быть упущены в других типах исследований.

3. Анализ воздействия различных факторов

С помощью дневников можно анализировать, как внешние или внутренние события, например, как маркетинговые кампании, различные фичи, актуальные новости влияют на поведение и восприятие аудитории.

4. Отражают реальную обстановку и реальный контекст использования

Дневниковые исследования помогают исследователям понять, как продукт используется и воспринимается в реальном мире. Как и методы наблюдения, такие как полевые исследования, дневниковые исследования могут помочь выявить внешние факторы — отвлекающие обстоятельства, социальные ситуации, технические ограничения и т. д., которые могут повлиять на использование продукта.

5. Позволяют участникам осмыслить свой опыт

Дневниковые исследования дают участникам время, необходимое для того, чтобы выразить свои мысли и чувства, причем в самых разных форматах. Такой самоанализ и творческая обратная связь могут стать отличным дополнением к другим методам, которые фиксируют первые реакции или рефлексивное принятие решений.

Проблемы, возникающие при проведении дневниковых исследований:

У каждого метода UX-исследований есть свои сложности, но есть и хорошая новость — проблемы, с которыми вы можете столкнуться при проведении дневниковых исследований, вполне преодолимы. Разберем несколько основных проблем и решений.

1. Ведение дневника — это большой труд

Проблема:
  • Этот метод требует большой заинтересованности со стороны участников. Не все, кто согласится начать исследование, будут вести дневник правильно и старательно, а некоторые не доведут работу до конца.
Решение:
  • Последовательное общение и постепенное поощрение. Вы можете настроить оповещения или связаться с участниками напрямую, чтобы убедиться, что они по-прежнему вовлечены в исследование. Для более длительных исследований рассмотрите возможность периодических поощрений для поддержания мотивации.

2. Данные могут быть сложными для анализа

Проблема:
  • Процесс анализа качественных данных отличается от анализа количественных данных. Качественные данные более объемы и их сложнее автоматизировать. Исследования дневников могут быть даже более сложными и затратным по времени, чем другие типы качественных данных, поскольку вы будете иметь дело с блуждающими мыслями участников.
Решение:
  • Если возможно, используйте цифровой формат дневника. Это, по крайней мере, исключит необходимость расшифровки, что сэкономит время в дальнейшем. Кроме того, это позволит вам создавать поля для сортировки и автоматизировать тэги. Перевод дневников в цифровой формат позволит вам осуществлять поиск по ключевым словам и легче выявлять тенденции, когда придет время анализа.

3. Предоставленные данные могут быть не совсем точными

Проблема:
  • Люди — ненадежные рассказчики, так как у всех нас есть предубеждения, которые влияют на наше восприятие. Так как люди не всегда хорошо передают свои эмоции, даже самый добросовестный и честный участник может упустить или исказить детали, вспомнить информацию частично или неточно, а также привнести в свои наблюдения собственные неосознанные предрассудки.
Решение:
  • Сосредоточьте внимание участников на прошлом или текущем поведении — не просите их строить гипотезы о своем будущем. Вы также можете использовать процесс отбора и вводные встречи, чтобы узнать своих участников и выявить их предубеждения, которые они могут привнести в исследование. Эти знания могут помочь вам более точно интерпретировать данные дневникового исследования. И конечно, дневниковые исследования — это лишь одна составляющая исследовательского процесса — дополните данные, собранные с помощью этого метода, аналитикой продукта и/или большим объемом количественных данных, чтобы получить более полное представление о пользовательском опыте.

Когда использовать дневниковые исследования?

Этот метод применяется во многих видах исследований, но особенно полезен в UX-исследованиях, так как дает командам разработчиков продукта и дизайна важную контекстуальную информацию. Дневниковые исследования — это один из немногих способов получить реальное представление о том, как пользователи взаимодействуют с вашим продуктом в реальной обстановке в течение установленного периода.

Этот метод особенно важен в условиях, когда изменения в поведении и восприятии происходят постепенно или же когда необходимо отслеживать влияние определенных событий или изменений в продукте на поведение людей.

Дневниковые исследования полезны для понимания долгосрочных моделей поведения или процессов, таких как:

1. Привычки пользователей

Как выглядит типичный рабочий день вашей аудитории? Где и когда в течение дня пользователи обращаются к вашему продукту? Какое поведение является спонтанным, а какое запланированным?

2. Отношение и чувства

Что чувствуют пользователи, выполняя задание или используя ваш продукт? Почему они принимают те или иные решения?

3. Впечатления пользователей

Как со временем меняются чувства и представления аудитории о вашем бренде? Какие неожиданные проблемы возникают у пользователей?

4. Контекст использования

Когда, почему и как прерывается использование вашего продукта? Что делают пользователи непосредственно до или после использования вашего продукта?

Ход исследования

Дневниковый метод исследования обычно состоит из пяти этапов.

1. Подготовка исследования

Прежде всего необходимо наметить параметры вашего исследования:

Определите свои цели

Начните с анализа основных целей: вы исследуете существующий или новый продукт? Хотите ли вы понять конкретные взаимодействия или широкую поведенческую информацию?

Вы можете исследовать несколько тем одновременно, но это приведет к увеличению объема данных для анализа, поэтому убедитесь, что все цели исследования связаны с более широкими задачами исследования, чтобы избежать ненужной работы.

Выберите тип дневника

На этом этапе вы уже должны решить, какой тип дневника (онлайн/оффлайн и т. д.) вы будете использовать. Но прежде чем приступить к подготовке исследования или участников, вам также необходимо определиться со стилем дневника и записей. В зависимости от ваших целей можно выбрать свободный или структурированный дневник, возможно, даже их сочетание.

Свободное дневниковое исследование предоставляет участникам большую свободу в том, как и когда они записывают свои мысли. В структурированном дневниковом исследовании для получения информации используются заранее установленные формы, закрытые вопросы и четкие инструкции.

Напишите вопросы для исследования

Подготовьте вопросы, на которые вы надеетесь получить ответы. Дневниковые исследования могут быть адаптированы для различных целей, отслеживая всё от эмоционального состояния до детального анализа пользовательского опыта и рабочих процессов.

Можно рассмотреть следующие варианты:

  • Опишите свой день
  • Что вы делали до [события]?
  • Что было самым трудным при выполнении [задачи]?
  • Как вы себя чувствовали до использования [продукта]?
  • Что могло бы облегчить выполнение [задачи]?
  • Есть ли инструменты или ресурсы, которые могли бы улучшить вашу производительность?
  • Как вы ощущали себя при использовании [продукта] сегодня по сравнению с прошлой неделей?
  • Если бы вы могли что-то изменить в [продукте], что бы это было?

Установите даты начала и окончания исследования

Некоторые исследования могут длиться всего несколько дней, в то время как другие могут продолжаться неделями или даже месяцами. Длительность исследования зависит от целей, продукта и темы — будут ли данные, собранные за короткий период времени, такими же, как те, что были собраны за несколько недель или месяцев? Если нет, то, возможно, стоит продолжить исследование дольше, чтобы убедиться, что вы уловили любую временную динамику и собрали последовательный набор данных.

2. Подготовка участников / инструктаж

Совместно с участниками спланируйте оптимальное время для проведения исследования — например, если вам требуется полное внимание участников, есть ли период, когда у них больше свободного времени?

Проведите инструктаж, чтобы каждый участник понимал свою задачу. Имейте в виду, что для максимальной эффективности и качества результатов вам не стоит общаться с участниками после начала исследования.

Создайте шпаргалку и включите в нее ключевую информацию об исследовании, правилах поведения, контакты для экстренной связи и т. д.

3. Проведение исследования

В отличие от других методов исследования, в этом случае вы больше всего предоставлены сами себе. Это значит, что сейчас самое время планировать последующие действия и анализ данных или одновременно работать над другими исследованиями.

Во время проведения исследования вам, возможно, нужно будет удаленно взаимодействовать с участниками. Сохраняйте постоянство напоминаний и уведомлений. Поощряйте вовлеченных участников и проверяйте тех, кто может испытывает трудности. Участники открывают в исследовании уязвимую часть себя, поэтому уважайте их границы и помогайте, если это необходимо.

Если вы договорились, что записи будут присылаться вам по мере их написания, вы можете оказаться перегружены количеством поступающих данных. Организация процесса — это главное, поэтому делайте заметки и сразу обрабатывайте их, в конечном итоге это сэкономит массу времени. Если вы ведете видео- или аудиозаписи, воспользуйтесь инструментом для изучения дневника, который расшифровывает их, или отправьте записи на расшифровку.

4. Фидбек после окончания исследования

После завершения исследования стоит встретиться с каждым участником, чтобы подробно обсудить записи. Если такой возможности нет, хорошо подойдет асинхронное интервью или опрос.

После того как вы прочитаете все записи, можно провести интервью после исследования и попросить участников дополнить информацию, если это необходимо.

5. Обработка данных и анализ

После того как дневники будут расшифрованы, настанет время анализировать данные и начать выявлять закономерности, обобщать гипотезы и отслеживать тенденции.

Чтобы облегчить задачу, мы рекомендуем разбить ее на два этапа:

Определите главных участников
  • Кто выделяется среди других участников либо особенно обширным набором данных, либо значительными закономерностями? Гораздо проще найти подтверждение существующей закономерности, поэтому используйте этих людей для поиска основных выводов и других записей, подтверждающих вашу теорию.
Правильно маркируйте данные
  • Хотя маркировка данных не всегда необходима, она очень полезна для дневниковых исследований. Просмотрите ответы и присвойте им описательные теги. Затем вместе с командой создайте тематические теги, например, «весело», «интересно», «скучно». Наконец, подумайте, какие теги часто пересекаются, чтобы выявить закономерности. 
  • При правильном анализе данные могут превратиться в ценные сведения, которые можно использовать при разработке дизайна.

Заключение

Дневниковые исследования представляют собой мощный инструмент для получения глубокого понимания поведения, привычек и восприятия аудитории. Этот метод позволяет собирать данные в реальном времени и в естественной среде, что значительно повышает их достоверность и релевантность. Если вы ищете экономичный способ сбора контекстуальных данных в динамике, которые передают пользовательское восприятие, то лучшего инструмента не найти.

Однако важно помнить, что дневниковые исследования — это всего лишь один из многих методов пользовательских исследований. Поэтому было бы неразумно принимать кардинальные дизайнерские решения, основываясь только на данных дневниковых исследований. Но то же самое можно сказать буквально о любом другом методе UX-исследований.