Черная пятница в UPROCK!

Как создать эффектный дизайн плаката

Автор статьи:
,

Введение

Плакат — это мощное средство коммуникации, которое может передать информацию, вызвать эмоции и привлечь внимание к конкретному событию, продукту или идее. Создание уникальной и привлекательной афиши требует внимания к деталям и понимания основных принципов дизайна. Рассказываем в статье об основных школах дизайна плаката, видах и как пошагово создать его самому.

Постер, плакат, афиша: история возникновения и появление новых стилей

Считается, что первый в истории плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 году для рекламы издания «Геометрии» Эвклида, но он не сохранился до наших дней. В XIX веке в русском языке появилось слово «плакат» от немецкого “plakat”. В Англии и США использовалось название “poster”, происходящее от слова «почта». Во Франции прижился термин “affich” — афиша.

Плакат Жюль Шере «Праздник цветов в Баньер-де-Люшон»

Отцом современного рекламного плаката считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1866 году литографию в Париже. Он сформулировал основные принципы, которые актуальны и сейчас:

01
Броскость за счет контрастных цветов.
02
Возможность воспринять изображение и текст на ходу.
03
Лаконичность подачи.
04
Концентрация внимания на одной главной фигуре.

Рассмотрим основные школы создания плаката, которые повлияли на дизайн в целом.

Школа Bauhaus (1919-1933)

Баухаус — это Высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии. Ее основал Вальтер Гропиус. Плакаты, созданные студентами и преподавателями Баухаус, отражали идеалы школы.

Главными чертами были упорядоченность, системность и асимметричная типографика. Декор сводился к линиям, прямоугольникам и кругам. В Баухаусе получили развитие все жанры графического дизайна: шрифт, коллаж, фотомонтаж, рекламный плакат, книга. Главным атрибутом стал гротескный шрифт.

Школа подарила миру «новый» дизайн трехцветного плаката, шрифты без использования заглавных букв и минималистичность, которая не была так востребована до этого периода.

Постеры школы Баухауса

Швейцарская школа дизайна и типографики

Во времена Второй Мировой войны появился «отец швейцарского дизайна» Эрнст Келлер. Он первый начал пользоваться системами сеток. Далее философия швейцарского графического дизайна продолжала развиваться в двух городах Швейцарии — Цюриха и Базеля.

Йозеф Мюллер-Брокманн преподавал в Цюрихской Школе прикладных искусств с 1957 по 1960 год. Характеристиками дизайна Цюрихской школы были предметная фотография, гротескные шрифты, отсутствие какого-либо декора и строгая композиция, основанная на модульной системе. Модульная сетка использовалась в буклетах, брошюрах, книгах, выставочных каталогах и идеально подходила для нужд деловой литературы.

Постеры Йозефа Мюллера-Брокманна

Армин Хофманн с Эмилем Рудером основали Базельскую школу дизайна в 1947. Их работы часто возвышали типографику над иллюстрацией. Коммуникация с плакатом диктует дизайн, а не наоборот. Они получали универсальное сообщение, основанное на визуальной метафоре.

Постеры Армина Хофманна

Советский плакат (1918-1991)

Советские плакаты — средства агитации и пропаганды, воздействующие на сознание и настроение людей для побуждения их к политической или другой деятельности.

Пропаганда сочетала общечеловеческие ценности: свобода, социальная справедливость, патриотизм, образование, призывы к здоровому образу жизни. Главная особенность — характерные иллюстрации, созданные вручную, и слоган.

Советские плакаты

Цифровой дизайн

Изобретение компьютера дало рождение цифровому дизайну. Стало возможным создавать сложные эффекты без затрат. Одновременно с этим произошел расцвет рейвовой или маргинальной культуры, а затем и 2000-е оказали огромное влияние на дизайн.

Рейвовая культура породила «инопланетный» стиль плакатов, которые создавали дизайнеры самоучки. Их дизайн сочетал японскую анимацию, образы из видеоигр и футуристические шрифты. Позднее стиль листовок из клубов успешно интегрировался в рекламу и сейчас применяется для обращения к молодежной аудитории.

Постеры рейвовой культуры

Нагроможденность и минимализм постоянно сражаются за стилистическое господство. Знание разных подходов к созданию постера дарит множество инструментов, которые выполняют свои задачи. Сейчас разнообразие стилей позволяет нам обращаться к любой аудитории на «ее языке», чтобы добиваться своих целей.

Виды плакатов

Существует несколько видов плакатов, предназначенных для разных целей:

Рекламные плакаты информируют о продукте, услуге или мероприятии. Сюда можно отнести киноафиши, театральные и музыкальные афиши.

Агитационные плакаты часто используются во время предвыборных кампаний для выражения политических взглядов, поддержки кандидатов, партий или протестов. Содержат слоганы и символику. Обычно рассылаются, разбрасываются по почтовым ящикам и расклеиваются в людных местах.

Социальные плакаты сообщают о нравственных ценностях, таких как патриотизм или забота о близких. Могут быть направлены на обращение внимания к социокультурным проблемам, например, дискриминация и насилие.

Учебно-инструктивные плакаты на доступном и популярном языке разъясняют трудную научную информацию. Направлены на обучение и передачу знаний. Они могут быть использованы в школах, университетах и других образовательных учреждениях. Информация отображается в виде схемы, таблицы или инфографики.

Этапы создания плаката

Не существует четкой инструкции по дизайну плакатов. Личные предпочтения, корпоративные принципы дизайна, ваша целевая аудитория и отрасль заказчика — все играет свою роль. Есть несколько советов, которые вы можете использовать, чтобы гарантировать привлекательный визуальный результат — так сказать, основные ингредиенты вашего рецепта успеха.

1. Структура плаката

Один из самых важных этапов, который упрощает всю дальнейшую работу. Здесь проводится работа с текстом и даются ответы на основные вопросы. Для кого плакат? Какую эмоцию он должен вызвать? Какое сообщение он несет читателю? К какому действию он призывает или какую задачу решает? Ответы на эти вопросы важно прописать в тексте, чтобы осознанно проходить следующие этапы.

Затем следует прописать, что должно быть на плакате. Типичные элементы:

  • заголовок,
  • подзаголовок,
  • изображения,
  • опционально: дополнительный текст (например, дата, место, цена, участники, краткое описание),
  • логотип.

Теперь прописываем текст, который будет на самой работе. Человек будет смотреть на ваш плакат в среднем несколько секунд, проходя мимо или скроля ленту в соцсетях. Поэтому важно успеть до него достучаться за это время. Придумайте четкий и интересный заголовок, состоящий не более чем из 5 слов, если это возможно.

Если необходим дополнительный текст, его следует разделить на минимально возможные текстовые модули для лучшей читабельности. Если это реклама товара — читателю интересна цена. Если мероприятие, то дата и место проведения. В любом случае: донесите свою мысль в нескольких словах.

2. Композиция

Элементы, которые будут на плакате, важно правильно разместить. Композиция нужна, чтобы выделить главное и облегчить «сканирование» текста и элементов читателю.

Существует базовая композиция. Здесь текст сдвигаем влево, и выравниваем по левой направляющей — так его удобно считывать. Графику и иллюстрации — вправо, чтобы заполнить пустое пространство. Элементы связываются между собой.

Самое большое и темное пятно в макете — это графическая доминанта — крупный, заметный элемент, который мы увидим в первую очередь. Аналогично и с прямоугольниками — чем он светлее, тем меньше текст привлекает на себя внимание.

В любом постере важно учитывать поля — это базовая прослойка воздуха в макете. Углы полей образуют особые точки фиксации, на которых останавливается взгляд. Об этом говорит диаграмма Гутенберга, которая лежит в основе современного информационного дизайна. В этой схеме глаз читатель начинает сканирование информации в левом верхнем углу, затем перемещает взгляд по горизонтали вправо, а оттуда по диагонали в левый нижний угол. Взгляд заканчивается в правом нижнем углу. Это создает 4 точки фиксации, в которых контент воспринимается с особым вниманием. Используйте эти точки в порядке и расположении элементов вашего плаката и намеренно размещайте там важную информацию.

Композиция может быть любой, главное — проставить иерархию элементов, учитывать поля и их углы. В таких макетах желательно пользоваться сеткой.

3. Иллюстрации

Вспоминаем, какую эмоцию должен вызвать наш плакат и подбираем иллюстрации, которые под нее подходят. Основные виды иллюстрации:

  • Примитивы. Школа Баухаус — отличный пример, как можно создать яркие и броские иллюстрации, используя только геометрические фигуры.
  • Фото. Самый популярный вид иллюстрации. Можно вырезать фото, растянуть на всю рабочую область, сделать чб или наложить интересные фильтры — главное соответствовать основной идее плаката.
  • Комбинация. Совмещаем фото и примитивные геометрические фигуры.
  • Плоские иллюстрации. Иллюстрации из геометрических фигур, например, флэт иллюстрации.
  • Реалистичные иллюстрации. Да, те самые с советских плакатов.
  • 3D.
  • Эффекты. Текстуры на фон, градиенты, эффекты наложения, тени, коллажи, неоновый свет — все, что можно создать в фотошопе.

4. Цвет

При использовании нескольких цветов, обратите внимание на эстетическое сочетание — цвета должны гармонично дополнять друг друга. Избегайте сочетания слишком большого количества разных цветов. Это может создать беспорядочное впечатление. Лучше придерживаться нескольких избранных акцентов и использовать их целенаправленно.

Убедитесь, что цвет текста четко выделяется на фоне и приятен для чтения. Здесь выигрышно смотрятся сильный контраст. Это гарантирует, что ваше сообщение останется хорошо видимым даже при тусклом освещении.

В дизайне существует психология цвета. Она рассказывает, как разные оттенки влияют на эмоции человека. Согласно исследованию до 90% моментальных суждений о продукте могут быть основаны только на цвете.

Однако это не значит, что люди одинаково реагируют на один и тот же цвет. Эмоциональные реакции на цвета субъективны и зависят от культуры, контекста и других внешних факторов. Контекстом могут быть другие цвета на плакате. Например, красный в сочетании с зеленым более ядовит, чем с оранжевым или розовым.

А еще один и тот же цвет может вызывать разные эмоции у людей и вкладывать в дизайн разные смыслы. Например, зеленый у Starbucks означает дружелюбие, а у Сбербанка — финансовую стабильность.

Если вы планируете печатать плакат, то его нужно правильно подготовить. Цвета на мониторе зачастую не соответствует тому, что выдает принтер. В большинстве графических редакторов используется палитра RGB по умолчанию. Печатная машина, в свою очередь, использует палитру CMYK для воспроизведения тонов различной интенсивности. Поэтому, если ваша работа предназначена для офсетной печати, создавайте ее в режиме CMYK.

Цветовые палитры

5. Типографика

Текст — один из основных способов коммуникации с пользователем. Типографика может как улучшить дизайн, так и сломать его. Тут важно опираться на цель дизайна и эмоцию, которую мы хотим получить.

Если плакат для детского праздника, то подойдут легко читаемые, скругленные шрифты без засечек — они более дружелюбны. Для спортивных плакатов можно использовать жирные, вытянутые шрифты с наклоном — они ассоциируются с движением. Если изображения — главный элемент плаката, можно выбрать простой шрифт, чтобы подчеркнуть иллюстрацию.

Существует два вида шрифтов: акцидентные и наборные. Первые подойдут для заголовка, вторые — для остального текста на плакате. Также у шрифтов есть начертания — это то, с каким контрастом и наклоном прописаны буквы. В плакате можно использовать один шрифт: для заголовка более жирный, для подзаголовка — средний.

Комплементарность не менее важна, чем сами шрифты. Благодаря гармоничному сочетанию создается визуальная иерархия информации и улучшается читабельность дизайна. Выбирайте шрифт, который соответствует цели и легко читается. Избегайте вычурных шрифтов, отдайте предпочтение более простым и практичным.

Основные бесплатные шрифты можно найти на Google Fonts.

6. Тестирование

Перед тем как завершить плакат, проведите тестирование на целевой аудитории. Можете показать его друзьям, коллегам или более опытному дизайнеру. Получите обратную связь и учтите предложения для улучшения дизайна.

Зачем плакаты сейчас

С появлением компьютеров и интернета, плакаты заполнили не только автобусные остановки и почтовые ящики, но и соцсети. Картинка к посту, афиша мероприятия, обложка сайта — все они имеют одинаковую логику. Основные принципы, которые используются в создании плаката, применимы и к другим направлениям дизайна.

Важно знать структуру создания плаката и уметь объяснять каждый элемент. Чем лучше дизайнер аргументирует свои решения, тем легче ему утвердить проект.

Бесплатный учебник по UX/UI‑дизайну
Все лонгриды